Предисловие к книге
«Через Тихий океан на веслах»

 от Федора Конюхова*

 

Меня часто спрашивают: Что движет мной? Необузданная жажда пространства? Или простой азарт? Я отвечаю что делаю то, что должен делать каждый, раздвинуть  пределы человеческих возможностей. Многие считают меня сумасшедшим. Но, по-моему, оставаться дома – вот настоящее сумасшествие! Когда я долго нахожусь в городе, у меня возникает острая потребность смахнуть с себя грязь цивилизации, уйти и – начать жить. Время в экспедициях удивительно спрессовано. Его хватает на все: думать, читать, писать книги и картины. Здесь же мы все задыхаемся от его нехватки, бегаем, суетимся. А жизнь проходит. Однако не значит я все это совершаю в свое удовольствие. Я в путешествиях всегда что-то делаю: то учусь на юридическом факультете – своеобразный эксперимент: может ли человек получить образование, находясь за тысячи километров от цивилизованного мира? А в случае со мной – еще и в экстремальных условиях. То провожжу научные эксперименты, так  в экспедиции на Северный полюс Шпаро мы собирали мочу, которую потом отправляли на Большую землю. То при одиночном путешествии на Южный полюс мне по заданию военного ведомства приходилось тяжелейшим дозиметром замерять уровень радиации – тоже труд, причем иногда заведомо бесполезный. По Монголии мы с профессором Болотовым замеряли уровень в песках тяжелых металлов (и золото искали), в частности, выяснили, что в песках Монголии присутствует железо, который создает в Тихом океане эффект красных приливов. Другой случай, при путешествии по Эфиопии, когда жара достигала 40 градусов и больше, предстояло выяснить, как влияет высокая температура на мыслительные процессы. Скажу мозги плавились и мысли были об одном как дойти до привала, где можно хоть немного укрыться в тени от верблюда. В каждой экспедиции проводятся и психологические исследования. Ежедневно в специальном журнале приходится фиксировать зависимость моей способности от условий окружающей среды, физических нагрузок и так далее. Все это потом анализируются в Гуманитарном университете, где я продолжаю работать профессором кафедры экстремальных видов спорта.

Многие меня считают авантюристом, особенно в случае с парусником «Надежда». Юридическим владельцем парусника являлась и является сейчас Морская академия (сейчас Морской университет) во Владивостоке, когда я предложил им на паруснике в одиночку совершить кругосветное плавание. Я понимал, чтобы осуществить такой проект нужны огромные деньги  чтобы переоборудовать судно для этих целей. И деньги такие можно было достать. Миллиардер Брынцалов давал мне миллион долларов, правда, при условии, что на борту судна парусника должно быть начертано имя его любимой женщины. Естественно судовладелец – морской государственный ВУЗ, да и министерство Морского флота (МФ) не пошли на это. Потому приходилось действовать  по другому – получить сначала поддержку влиятельных чиновников. Мой проект поддержали некоторые из них. Так министр транспорта РФ Николай Цах, его заместитель, будущий министр МФ Франк без всяких корыстных или амбициозных условий, поддерживали этот проект. Однако денег они не дали. Вот и замкнулся круг. Без денег диалог не получился между мной и Вячеславом Седых – ректором  ДВГМА, хотя был жаркий диспут на эту тему в его кабинете. Вячеслав Иванович говорил:  

Задумка неплохая. Россию прославить, показать возможности человека. Но в ее реализации есть миллион “но”, которые должны подтвердиться расчетами специалистов. Меня спрашивают: “Вы “за” или “против”?” Сейчас я не могу ничего сказать. Хорошая идея была полететь на Луну. Но реализовали ее через десятки лет. Сегодня, например, в связи с появлением электронных карт, безвахтенного обслуживания судов Нидерланды ставят задачу в будущем на сухогрузах и контейнеровозах осуществлять управление одним человеком. Но это пока далекое будущее. Внимание прессы к задуманной кругосветке очень большое. Откуда-то идет информация, что Конюхов вот-вот возьмет фрегат. Но, во-первых, его надо ремонтировать, и мы не знаем, где добыть 200 тыс. долларов. Во-вторых, это федеральная собственность. В-третьих, это очень дорогая “игрушка” никто на себя в этих условиях не возьмет ответственность. Здесь, как говорил Михаил Горбачев, должен быть консенсус. Все парусные суда в мире убыточные. “Надежду” содержит государство, потому что это судно, на котором готовятся кадры. И хотя государство не выполняет своих обязательств, мы не собираемся из-за этого прекращать морскую подготовку...

Еще раз повторю, что круг замкнулся и это не первый не последний случай. Например, мне военные, своим сворачиванием программы «Буран», сорвали полет на Луну, запланированный мной и моими друзьями из России и Финляндии на 2012 год. В 1989 году мы досконально проработали этот проект и издали на эту тему альбом, который получил поддержку во многих структурах. Многие надеялись, что КАМИ «Буран» и его собратья по космосу будут летать на Луну, как бы слетать на самолете из Москвы во Владивосток. А это было возможно. Однако такого чуда не случилось: затратив огромные ресурсы, страна Советов под нажимом военных свернула программу «Буран» (наконец выяснилось, что он для военных целей не пригоден). А программа была мощная. Представьте миллион НИИ, КБ и прочих организаций численностью в полтора миллиона человек в течение 10 лет трудилось над этой проблемой! Сейчас такое Россия не потянет. Однако время идет, появляются новые технологии и такие проекты можно решать меньшими силами. В США существует правило секретные технологии через 5 лет секретности, становятся достоянием частных фирм. Так, например, такие частные фирмы в США уже предлагают свои «Шаттлы-Бураны» «под ключ», которые уже несколько раз слетали на нашу орбитальную станцию. Так что не за горами, что американцы скоро откажутся от услуг наших «Прогрессов» и прочих космических ракет и станций ввиду их устаревания. Военные сорвали и наш проект первыми спуститься в Марианскую впадину и исследовать ее. Дело в том, что в начале нашего тысячелетия, мир уже обладал достаточными технологиями для не дорогого осуществления этого проекта. К спуску готовились: я, Артур Челингаров в России и  ряд известных лиц в Америке, Канаде, Европе. И вот я, одержимый идеей «Кто первый» бросился ее осуществлять. К кому пойти с этой идей? Конечно к военным-подводникам. Тогда АПЛ «Курск» еще не потерпел  катастрофу и уважение к ним было положительное. Однако мог бы и не обращаться к ним, они  продолжали  работать по старинке: под идею такую смету закатили, что дешевле купить КАМИ  (Космический Аппарат Многоразового Исследования) у американцев. В смету чего только не включили – построить специальное судно, чуть ли не авианосец, с которого производить спуск подводного аппарата. Но это еще ничего. Оказывается спустить они меня могли, а вот поднять не гарантировали. Дело в том что свинцовая дробь, используемая в качества балласта, который надо при подъеме постепенно сбрасывать за борт, на глубине слипается.  Можно  было купить не слипающую дробь у американцев. Но опять деньги.  И вот пока шла проволочка, какой строить корабль,  покупать или не покупать дробь, американцы  спустили сначала в Марианскую впадину беспилотный батискаф, а потом вообще известный журналист, автор фильма Титаник Джеймс Кэмерон осуществил погружение, затратив в сотни раз меньше денег, чем российские военные требовали от меня. Этот проект угас сам по себе. Есть еще  ряд проектов которые бы хотелось осуществить: облететь земной шар  на воздушном шаре, и конечно слетать все же в Космос. Придется обращаться  к американским фирмам, которые бы меня забросили. Надо просто наметить сроки и это осуществиться. Например, построить гребную лодку (сейчас она на пароходе отправлена через Панамский канал в Вальпараисо) и  подготовить ее к одиночному переходу через Тихий океан, казалась идея не осуществимая. Однако с Божьей помощью и моих друзей с Урала, задуманная программа выполняется.  И скажу, осуществить все это было чудо!  Столько нужно было проделать работы, согласований на всех этапах, ужас! Однако дело сделано и сейчас, «да поможет мне Бог», уже дело за мной - пересечь Тихий океан. А для этого надо сделать три миллиона полноценных гребков, не считая пустых по воздуху, например, при крене. Грести, да и попасть в тайфун, это не самое страшное, а вот  столкнуться с  каким либо мусором в океане, которое болтается в нем предостаточно, получить пробоину (не дай Бог), или столкнуться с судном, да и китом, это будет пострашнее. Однако я всегда в таких случаях уповаю на Всевышнего (извините, что часто его упоминаю) и конечно  на себя: быть всегда начеку. Спать, в привычном нам понимании, в течение полугода конечно не придется, полудремота это обычный сон. Извините, если что не так сказал, надеюсь что по окончанию моего перехода через Тихий океан  появятся новые мысли и идеи с которыми я поделюсь. И всем, кто будет читать эти строки, самые лучшие пожелания, как говорят моряки: семь вам футов под килем.  

              Федор Конюхов

* Текст собран В.Болотовым из личных бесед с Ф. Конюховым  и из  его высказываниях в тех или иных ситуациях.