ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ | ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ | English | 中文 | Tiếng Việt | Карта сайта |

Морской государственный университет

имени адмирала Г.И. Невельского

Сайт МГУОб университетеНовости ›Первая неделя экспедиции по изучению последствий аварии на АЭС «Фукусима»


Первая неделя экспедиции по изучению последствий аварии на АЭС «Фукусима»

Первая неделя экспедиции по изучению последствий аварии на АЭС «Фукусима»

2 октября завершилась первая неделя научно-исследовательской экспедиции по изучению последствий аварии на АЭС «Фукусима», которая выполняется по поручению Русского географического общества «Дальневосточным плавучим университетом» на борту учебно-производственного судна «Профессор Хлюстин».

Некоммерческая организация «Фонд полярных исследований «Полярный фонд»», по поручению Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», объединила несколько ведущих научных организаций России в целях проведения «Научно-исследовательской экспедиции по изучению последствий аварии на АЭС «Фукусима». Экспедицию обеспечивает учебно-производственное судно «Профессор Хлюстин» (судовладелец ФГУП Росморпорт; капитан И.Ю. Гуща, учебный помощник Р.В. Колесник). На судне проходят плавательную практику курсанты судомеханического факультета 28-й роты (командир роты капитан 3-го ранга О.Н. Ершов О.Н) МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

В научную группу экспедиции (руководитель С.Б. Тамбиев) входят девять учёных: НО «Фонд полярных исследований «Полярный фонд»»; ФГБОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический институт»; ФГУП НПО «Радиевый институт им. В.Г. Хлопина»; ФБУН «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены им. профессора П.В. Рамзаева»; НИЦ «Курчатовский институт»; МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

26 сентября судно взяло курс на север Приморского края. На утреннем построении курсантского и преподавательского состава, перед подъемом Государственного флага РФ, руководитель научной экспедиции С.Б. Тамбиев дал краткую характеристику научным целям и представил ученых.

Участник научной группы от МГУ им. адм. Г.И. Невельского, начальник научно-исследовательского отдела С.М Затепякин охарактеризовал объединительные научные и образовательные процессы, которые будут происходить на борту.

На третий день экспедиции УПС «Профессор Хлюстин» встал на два якоря в бухте Джигит, была высажена группа ученых на берег. Бухта Джигит является наиболее вероятным местом радиационного заражения от взрыва на Фукусиме. Учёные на надувной лодке с мотором добрались до берега, несмотря на сильный накат, вызванный морской зыбью. В мокрой одежде учёные работали на берегу в течение шести часов. Согревало теплое осеннее солнце. Точная аппаратура была защищена и в период высадки действовала.

Результат высадки научного десанта стал сбор образцов растительности (морской и прибрежной травы, рыба, грунт), которые будут исследованы аппаратурой на борту или в научных лабораториях по возвращению.

Следующие работы продолжились на точке, именуемой по экспедиционным правилам как «станция», на следующие сутки в южной части Татарского пролива в открытом море. УПС «Профессор Хлюстин» убрал ход, заглушил машину и лег в дрейф. За время стоянки на «станции» было произведено три вида морских замеров: опущен глубоководный зонд, фиксирующий изменения состава и свойств воды на разных глубинах; опущена гирлянда устройств, осуществляющая забор воды с разных горизонтов; опущен радиационный спектрометр на разные глубины.

Работы по погружению оборудования производились палубной командой УПС «Профессор Хлюстин» судовыми средствами (грузовыми стрелами в режиме работы «на телефон» и глубоководной лебедки) с привлечением курсантов-практикантов, находящихся в распоряжении боцмана. Для остальных курсантов учебный и производственный процессы не прерывались.

Под вечер при нарастающем ветре на судне была запущена главная СЭУ и оно укрылось в заливе Анива с последующим выходом в Охотское море и на остров Уруп.

На шестой день экспедиции, находясь в северо-западной части острова Уруп, была предпринята попытка высадки на этот пограничный остров, который является заповедной зоной. Однако океанская зыбь и ветер не позволили это сделать. Научный десант, пытавшийся определить место высадки, находясь на моторной шлюпке в зоне начала прибоя, дважды был на грани опрокидывания. Ученые вычерпывали воду из кокпита, в то время как стоящий на рулевой колонке А.В. Бондарь уводил катер от последующих волновых «атак». Анализ неудавшейся попытки высадки на остров Уруп показал правильность принятого решения – при опрокидывании катера, в лучшем случае, терялся бы сам катер и научное оборудование.

В вечернее время «Профессор Хлюстин» снялся с якорей, рассчитывая обогнуть остров и достичь тихоокеанского побережья, прошёл проливом Фриза. Утром, в тумане, пришлось вовсе отказаться от высадки на берег острова. Судно, обогнув остров Уруп с северо-восточной части, через пролив Буссоль вошло в Охотское море курсом на юг Сахалина (залив Анива), чтобы произвести там плановую высадку, а затем укрыться от надвигающегося тайфуна в морском порту Корсаков.

В течение предстоящего суточного перехода прошла встреча курсантского и преподавательского составов с научным коллективом. Ученые рассказали о плановой ротации в рейсе, о полученных предварительных результатах замеров, о методиках измерений и об общих вопросах морской экологии.

Фото автора.


С.М. Затепякин, участник научной экспедиции, начальник научно-исследовательского отдела УНИ и ИД

7 октября 2019 года


Первая неделя экспедиции по изучению последствий аварии на АЭС «Фукусима»Первая неделя экспедиции по изучению последствий аварии на АЭС «Фукусима»

© Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, 2000-2019
690059, г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50а, телефон: (423) 230-12-51
 
Разработка сайта – отдел информационных систем департамента информатизации МГУ им. адм. Г.И. Невельского