ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ | ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ | English | 中文 | Tiếng Việt | Карта сайта |

Морской государственный университет

имени адмирала Г.И. Невельского

Сайт МГУОб университетеУниверситет: прошлое и настоящееМорские праздники › История развития российского флота

История развития российского флота

Морские и речные работники отмечают совместно свой профессиональный праздник с 1976 года. Этот праздник также отмечается ежегодно, в первое воскресенье июля.

День работников морского и речного флота включен в перечень праздников, отмечаемых в знак признания заслуг трудящихся отрасли Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях».

Основы управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства страны были заложены 18 июля 1924 года, когда постановлением Совета Труда и Обороны было образовано Акционерное общество «Совторгфлот».
«Совторгфлот» объединил транспортные суда, принадлежащие различным ведомствам и акционерным обществам, порты, судоремонтные заводы, учебные заведения и сеть обслуживающих предприятий. К 1 января 1925 года под флагом было 128 пароходов.

К началу Великой Отечественной войны СССР имел 870 судов общим дедвейтом (суммарный вес грузов, который могут одновременно принять на борт все суда) более двух миллионов тонн.
С первых часов и дней войны все 14 пароходств, 51 морской порт, 27 судоремонтных заводов и других смежных предприятий – более 100 тысяч человек – были мобилизованы на отпор врагу.
За годы войны было перевезено 100 миллионов тонн грузов, 13 900 тружеников моря получили боевые награды, а 35 работников морского транспорта стали Героями Советского Союза. В войну отрасль потеряла 380 судов.

После окончания Великой Отечественной войны СССР стал возрождать флот, порты, судоремонтные заводы. Уже в 1965 году флот Советского Союза насчитывал 1187 судов дедвейтом 8,4 миллиона тонн, став шестым в мире. Морской транспорт стал главным видом транспорта во внешнеторговых перевозках. Грузовые и пассажирские линии и рейсы связали страну со многими странами Европы, Азии, Африки и Америки, транспортные суда совершали длительные плавания на Кубу, во Вьетнам, в Австралию и Новую Зеландию, а также к шестому материку – Антарктиде.

В 1970-1980-е годы в состав транспортного флота вступили сотни специализированных судов (контейнеровозы, нефтебалкеры, железнодорожные паромы, суда для перевозки тяжеловесных грузов), были построены специализированные береговые комплексы, позволившие ещё более усовершенствовать технологию перевозки и перевалки грузов. Большое развитие получили новые методы организации труда и управления отраслью с помощью автоматизированных систем.
Советский флот стал равноправным партнером многих судовладельческих компаний мира и был принят в ряд международных организаций.

В 1990-х годах в связи с распадом Советского Союза и образованием независимых государств, отрасль оказалась в кризисе. В целях обеспечения потребностей страны в перевозке грузов и перевалке их в портах, правительство страны 8 октября 1993 года приняло Программу возрождения торгового флота России.

В дальнейшем был разработан еще целый ряд федеральных программ и подпрограмм, которые на длительный период определили характер и направление развития всей отрасли. Среди них подпрограммы «Морской транспорт» и «Внутренний водный транспорт» федеральных целевых программ «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» и «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

Развитию морского и речного флота было уделено немаловажное внимание и при разработке «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».

Сегодня водный транспорт России активно развивается: вводятся новые высокотехнологичные мощности в морских портах, повышаются качественные характеристики внутренних водных путей, обновляются крупнейшие гидроузлы, на российских верфях спускаются на воду новые грузовые и пассажирские суда, строится аварийно-спасательный и ледокольный флот, возрождается арктическое судоходство.
Современный речной и морской флот – это немалое и сложное хозяйство, которое развивается благодаря тяжелому труду работников отрасли.

День работников морского и речного флота является праздничным для всех моряков и речников пассажирского, торгового и ледокольного флотов, портовиков, судоремонтников и многих других специалистов, благодаря которым обеспечивается деятельность морских и речных дорог России.

© Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, 2000-2018
690059, г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50а, телефон: (423) 230-12-51
 
Разработка сайта – отдел информационных систем департамента информатизации МГУ им. адм. Г.И. Невельского