Алекса́ндр Ксаве́рьевич Булато́вич (оте́ц Анто́ний; 26 сентября (8 октября) 1870, Орёл — 5 декабря 1919, Луциковка, ныне Сумской области Украины) — русский учёный и религиозный деятель, исследователь Эфиопии, офицер, впоследствии иеросхимонах, лидер догматического движения «имяславие» Русской православной церкви.

Александр Булатович родился в городе Орёл в благородной семье. Отец — генерал-майор Ксаверий Викентьевич Булатович, из потомственных дворян Гродненской губернии, умер около 1873 г. Мать — Евгения Андреевна Альбрандт, осталась после смерти мужа с тремя детьми: Александром и двумя его сёстрами. В жилах его текла татарская, грузинская, французская и русская кровь.

Детство Александра прошло в богатом поместье Луциковка Марковской волости Лебединского уезда Харьковской губернии. В 1884 году он вместе с матерью переехал в Санкт-Петербург.

Александр Булатович учился в Александровском Лицее (1884—1891), который окончил среди лучших выпускников. После окончания лицея 1 мая 1891 года поступил на гражданскую службу в чине титулярного советника в собственную его величества канцелярию по ведомству учреждений императрицы Марии, руководившую учебными и благотворительными учреждениями. Вскоре А. Булатович подал прошение о выдаче ему на руки документов, и поступил на военную службу: 28 мая 1891 года он был зачислен рядовым на правах вольноопределяющегося в лейб-гвардии Гусарский полк. 16 августа 1892 года получил первый офицерский чин — корнета.

В 1896 году Булатович добился своего включения в члены российской миссии Красного Креста в Эфиопии, где стал доверенным лицом негуса Менелика II.

Совершил в апреле 1896 в качестве курьера легендарный пробег на верблюдах из Джибути в Хараре, преодолев расстояние свыше 350 вёрст по гористой пустыне за 3 суток и 18 часов, что на 6—18 часов быстрее, чем профессиональные курьеры.

В 1897—1899 стал военным помощником Менелика II в его войне с Италией и южными племенами.

Булатович — первый европеец, который пересёк из конца в конец Каффу (сейчас — провинция Эфиопии). Впоследствии составил первое научное описание Каффы. Он также стал вторым европейцем, который обнаружил устье реки Омо.

В России миссия Булатовича была высоко оценена: он получил серебряную медаль от Русского географического общества за работы по Эфиопии (1899). Ему также был присвоено звание поручика лейб-гвардии Гусарского полка.

Николай Гумилёв с детства восхищался эфиопскими экспедициями Булатовича и был первым, кто смог повторить эфиопский маршрут Булатовича.

23 июня 1900 г. по личному указанию Николая II Главному штабу Булатович был направлен в Порт-Артур в распоряжение командующего войсками Квантунской области. Затем он направлен в отряд генерала Н. А. Орлова, действовавший вдоль Китайской-Восточной железной дороги. Участвовал в подавлении Ихэтуаньского восстания. 18 июля 1900 года отряд Булатовича вошёл в Хайлар, захваченный до этого повстанцами, и двое суток удерживал его до подхода основных сил. После взятия Хайлара отряд Орлова двинулся к Хинганскому перевалу. В ночь на 8 августа Булатович лично руководил разведкой вражеских позиций, а затем смелым обходным маневром вышел противнику в тыл. После жестокой схватки китайцы отступили. 135 забайкальских казаков получили за этот бой Георгиевские кресты, а сам Булатович - орден Владимира 4-й степени. Предводитель китайских войск Шоу Шань вскоре после поражения покончил с собой.

8 июня 1901 г. Булатович возвратился в полк. Там он через месяц был назначен командовать 5-м эскадроном. 14 апреля 1902 г. произведён в ротмистры. Закончил ускоренный курс 1-го Военного Павловского училища.

18 декабря 1902 г. А. К. Булатович был освобождён от командования эскадроном. С 27 января 1903 г. уволился в запас по «семейным обстоятельствам».

[править] Постриг

В 1903 после разговора с Иоанном Кронштадтским он ушёл из армии и стал монахом (позже иеросхимонахом) русского Свято-Пантелеимонова монастыря на горе Афон в Греции. Он снова посетил Эфиопию и попытался основать там русский православный монастырь.

Был пострижен как отец Антоний и стал известен как иеромонах Антоний Булатович.

Лидер имяславия

В 1907 после чтения книги «На горах Кавказа», написанную схимонахом Иларионом, он стал одним из лидеров имяславия. Когда движение было объявлено еретическим и расформировано, стал одним из лидеров защиты Свято-Пантелеимонова монастыря при его штурме посланными туда русскими войсками в 1913. Был схвачен и вывезен вместе с другими монахами Афона в Россию на судне «Херсон».

Он продолжал свою борьбу за признание имяславия, издал несколько богословских книг, доказывающих его правоту, встречался с императором Николаем II, и в конечном счете сумел обеспечить своего рода оправдание для себя и своих товарищей по имяславию — имяславцам позволили возвратиться к служению в Церкви без покаяния.

В 1914 году иеросхимонах Антоний (Булатович) направил государю императору Николаю II письмо в защиту имяславия.

Мы не хотим раскола и скорбим о том бедствии, которое ныне постигло нашу Церковь, желали бы, чтобы в Церкви снова наступил мир и всякие догматические споры прекратились, но отступать от исповедания Божества Имени Божия мы не считаем для себя вправе и покориться Святейшему Синоду считаем за вероотступничество.

Государь в ответ направил письмо на имя митрополита Московского Макария, в котором благоприятно отозвался о имяславцах[1]

Когда иеросхимонах Антоний (Булатович) приехал с Афона в Россию искать «правды Божией» у Русской православной церкви, то его прежде всего подвергли обыску, потом Св. Синод предложил Министерству внутренних дел выслать его из Петербурга как человека беспокойного. «Полицейскими преследованиями ответили на его духовную жажду».[1]

Первая мировая война

28 августа 1914 Антоний Булатович получил разрешение поехать в действующую армию как армейский священник.

Во время Первой мировой войны отец Антоний не только служил священником, но и во «многих случаях вёл солдат в атаку», был награждён наперсным (священническим) крестом на Георгиевской ленте.

Отец Антоний был убит бандитами в ночь с 5 на 6 декабря 1919 года. Похоронен в селе Луциковка Белопольского района Сумской области, Украина. 23 августа 2009 года на могиле установлен и освящен гранитный крест.

Награды

Орден Святой Анны 2-й степени с мечами;

Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом;

Орден Почётного легиона (за спасение из плена французского миссионера сеньора Лавесьера во время подавления «восстания боксёров» в 1900 году).

Высшая военная награда Эфиопии при негусе Менелике II — золотой щит и сабля, подаренные расой Вальде Георгисом.

Георгиевский крест

В художественной литературе

И. Ильф и Е. Петров воспользовались биографией А. К. Булатовича для создания вымышленной истории о гусаре-схимнике Буланове, которую рассказывает герой романа «Двенадцать стульев» Остап Бендер.

И. Соколов-Микитов упоминает о доставленном в Одессу с Афона А. К. Булатовиче в рассказе «На мраморном берегу».

Труды

1.        Апология веры во имя Божие и во имя Иисуса. М., 1913.

2.        Моя борьба с имяборцами на св. горе. 1916-1917.

3.        Оправдание веры в непобедимое, непостижимое имя Иисуса. 1917.

4.        Прошение в Правительствующий Синод. СПб., 1913.

5.        История афонской смуты. Вып. 1. Пг., 1917.

6.        Моя мысль во Христе. О деятельности (энергии) Божества. Пг., 1914.

7.        Имяборческая пропаганда.

8.        Афонское дело. Пг., 1917.

Литература

Булатович А. К. С войсками Менелика II. М. Глав. ред. вост. лит. 1971.

 

Примечания

1.        ↑ 1 2 Православие.ру. Архив.

 

Ссылки

 

В Викицитатнике есть страница по теме

Александр Ксаверьевич Булатович

История гусара-схимника. Иеросхимонах Антоний (Булатович): детали биографии

Кацнельсон И. С. А.К. Булатович — гусар, землепроходец, схимник

Правда о событиях, происшедших в первое полугодие 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров

Иеросхимонах Антоний (Булатович). Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус

Иеросхимонах Антоний (Булатович). Моя мысль во Христе

Иеросхимонах Антоний (Булатович). О вере

Доверительное письмо поверенного в делах посольства России в Эфиопии Б. Чемерзина от 15 декабря 1911 г. министру иностранных дел России А. А. Нератову

Павел Троицкий. Андреевский скит и русские кельи на Афоне

Николай Бердяев. ГАСИТЕЛИ ДУХА

Материалы по истории споров об имени Божием 1912-1917 гг.

Афонский спор о природе и почитании Имени Божия и его мистико-богословские, философские и лингвистические основания

 

 

 

В основе инграммы контур пирамиды Египта, потому и тянула Булатовича в Африку.

 

Александр  Ксаверьевич  Булатович 

26  9  1870

 1.Властолюбие = 1;  2.Сексуальность = 4;  3.Хозяйственность = 1;

 4.Контактность = 1;   5.Интуиция = 0;    6.Логика = 2;

 7.Религиозность = 2;  8.Совесть = 1;  9.Глобальность мышления = 2;

 Сумма по столбцам: Здоровье = 6;  Интеллект = 3;  Духовность = 5.

 Сумма по строкам: Сила воли =  4;  Эмоции = 5;  Разум = 5.

 Земное воплощение = 14.

 Первая зрелость = 24;  успех = 6.

 Вторая зрелость = 20;  успех = 2.

Баланс = 9:5

5 - стремятся стать мастером своего дела.                                  

1 - есть тяга к власти.          

3 - хозяйственны.                            

4 - контактен                        

7 - религиозны.                               

8 - имеют совесть.                          

2 - очень сексуальны.                                 

2-й столбец: Интеллект хороший.                         

3-й столбец: Духовность хорошая.                        

1-я строка: Воля хорошая.                                                  

2-я строка: Эмоциональность хорошая.               

3-я строка: Разум хороший.                                               

Перевоплощение высокое.                                                

1-й столбец: Здоровье сверх отличное.                           

Линия 4-6 время хороших дел.                                                     

Линия 7-8 полон сил.                     

Линия 7-9 хорошее будущее.

1 - только я и я                                                                    

2222 - сильные экстрасенсы                                                                                

3 - Девиз: «хочу - делаю, хочу - нет».                                                      

0 - эти люди всегда стараются что-то предпринять                                          

66 - заземленные, любят работать в саду и с растениями                                 

77 - музыкальны, имеют художественный вкус, могут рисовать.                                

8 - пунктуальны, с развитым чувством долга                                                               

99 - с рождения умная голова. Надо учиться.                 

линия 1-9 Белая диагональная тантра

линия 3-7 Правая  диагональная тантра

 

На день смерти

 

 

В конце жизни полная гармонии духовной жизни и глобального космического, мышления  - 5 девяток – больше только у Конфуция было. Рисунок инграммы -  одни правильные треуголиники – символ духовности.

 

 

Алекса́ндр  Ксаве́рьевич  Булато́вич 

5  11  1919

 1.Властолюбие = 4;  2.Сексуальность = 2;  3.Хозяйственность = 1;

 4.Контактность = 0;   5.Интуиция = 1;    6.Логика = 0;

 7.Религиозность = 3;  8.Совесть = 0;  9.Глобальность мышления = 5;

 Сумма по столбцам: Здоровье = 7;  Интеллект = 1;  Духовность = 8.

 Сумма по строкам: Сила воли =  7;  Эмоции = 3;  Разум = 6.

 Земное воплощение = 16.

 Первая зрелость = 27;  успех = 9.

 Вторая зрелость = 27;  успех = 9.

Баланс = 10:6

4 - любят спорт, танцы;                                                     

6 - создатели новых законов.                                                        

8 - живут по принципу: греши и кайся.                           

2 - сексуальны.                                

3 - хозяйственны.                            

5 - имеет интуицию.                       

1 - хорошее желание власти.         

7 - хорошо религиозны.                  

9 - хорошее глобальное мышление.          

2-й столбец: Интеллект есть.                     

2-я строка: Эмоциональность хорошая.               

Перевоплощение высокое.                                                

1-й столбец: Здоровье сверх отличное.                           

3-й столбец: Духовность сверх сильная.              

1-я строка:  Воля очень сильная.                           

3-я строка:  Разум сверх высокий.                         

Перевоплощение почти самое высокое.                          

Линия 7-9 время почивать на лаврах.                                         

Линия 7-9 время почивать на лаврах.                                         

Линия 7-9 хорошее будущее.

Линия 7-9 хорошее будущее.

Линия 7-9 хорошее будущее.

1111 - очень волевой, сильный)                           

22 - способны делиться энергией с другими, целители                        

3 - Девиз: «хочу - делаю, хочу - нет».                                                      

5 - канал открытый, эти люди делают мало         ошибок                                             

Нет шестерок — нужен труд для самореализации                                                         

777 - знак особый, ангельский                                                                                         

0 - если возьмут, то не спешат отдавать                                                             

 - находятся в состоянии резкого ума                               

линия 1-9 Белая диагональная тантра

линия 1-9 Белая диагональная тантра

линия 1-9 Белая диагональная тантра

линия 3-7 Правая  диагональная тантра