Экспрессионизм (лат. expressio - выражение) – 
стиль в искусстве, одно из течений авангардного искусства

В картинах художник-экспрессионист пытается выразить не столько внешние качества, сколько внутренние переживания за счёт внешних образов. Если импрессионизм, который пришёл на смену классическим техникам живописи, всё также изображал действительность, лишь различными техниками подчёркивая настроение, атмосферу, лёгкие переживания и впечатления, то последующий за ним экспрессионизм перешёл от копирования и созерцания к самостоятельному творению и переосмыслению всех канонов искусства. Можно сказать, что экспрессионизм - это новый виток в революции искусства, когда художники от просто копирования действительности всё больше уходили в авангардные техники, которые позволяют ярче выразить ощущения, эмоции, абстрактные чувства, переживания.

Художники-экспрессионисты начала XX века особое внимание обращали на такие эмоциональные переживания, как страх, боль, отчаяние, тревога. После Первой мировой войны художники пытались выразить не только своё впечатление от мира, который настолько нестабилен, что в любую минуту может стереть с лица земли тысячи людей, но и крайне обеспокоенное настроение общества. Потому для зрителя того времени эти картины были максимально понятны, а новый стиль своевременным и актуальным.

Новый стиль в искусстве, который стал настоящим открытием как для художников, так и для зрителей, развивался очень быстро и стремительно. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. Здесь присутствуют упрощения, практически сравнимые с примитивизмом, преувеличения, которые подобны гротеску, элементы импрессионизма, угловатые линии, грубые мазки, яркие цвета, вызывающий контраст оттенков - все эти техники направлены только на то, чтобы отбросить всё лишнее, не зацикливать человека на красоте деталей, а сосредоточить всё его внимание на главной идее. Также как и в импрессионизме, здесь сохранился такой элемент, как изображение мгновенного впечатления, который способен передать всю глубину переживаний. Особое влияние на экспрессионистов оказали постимпрессионисты, которые к тому времени разработали множество техник изображения, работы с цветом и линией. Самыми известными экспрессионистами стали: Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Франц Марк, Зинаида Серебрякова, Франк Ауэрбах, Альберт Блох, Пауль Клее, Ян Слейтерс, Николае Тоница, Мильтон Эвери, Макс Бекман и многие другие.

Картины в стиле экспрессионизма

Экспрессионизм в живописи      Экспрессионизм в живописи

Слева - Алексей фон Явленский – Фермер
справа Амедео Модильяни - Молодая женщина с воротничком

 

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2015-02/1423717161_anri-matiss-portret-l.-n.-delektorskoy.jpg http://art-assorty.ru/uploads/posts/2015-02/1423717167_paul-klee-golova-bandita.jpg

Слева: Анри Матисс - Портрет Л. Н. Делекторской

Справа Пауль Клее - Голова бандита

Ther8.jpg  http://art-assorty.ru/uploads/posts/2015-02/1423717192_egon-shile-sidyaschaya-zhenschina-s-sognutym-kolenom.jpg  http://art-assorty.ru/uploads/posts/2016-07/1469869493_1423717204_edvard-munk-krik.jpg

Слева направо: Владимир Щербинин – Ногти подстричь. 
Эгон Шиле - Сидящая женщина с согнутым коленом. 
Эдвард Мунк – Крик

В FotoShop есть множество фильтров с помощью которых можно получать растровые преобразования, имитирующие импрессионистические приемы. В системе Вектор мы придумали свои преобразования над векторными картинками (в том числе и dxf-файы), задавая в трубной коммуникации для чтения картин слепыми. Возможностей преобразования много. Например, так можно преобразовать окружность:

Окружность.jpg

И далее портрет Пикассо в dxf-формате

Пикассо.jpgЭкспрессия.jpgЭкспрессия2.jpg

Экспрессия3.jpgЭкспрессия4.jpgЭкспрессия5.jpg

Экспрессия6.jpgЭкспрессия- перед-труб3.jpgЭкспрессия-труб.jpg

Экспрессия-труб2.jpgЭкспрессия7.jpgЭкспрессия-труб3.jpg

Экспрессия- труб4.jpg     Экспрессия-труб4.jpg

14 работ в трубном варианте (поверх рисунка) 
для тактильного чтения

 

Абстрактные и не только абстрактные картины в системе Вектор

Серия 1  Серия 2  Серия 3  Серия 4   Серия 5   Серия 7  Серия 8  Серия 9  Серия 10  Серия 11

Серия 6: Портреты снежного человека (также Серия 10)

/иллюстрации к книге "В поисках десятого откровения"/

 

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ (1866-1944)    ИМПРОВИЗАЦИЯ 28

«Импровизация 28». Основной лейтмотив произведения - крестовый поход против традиционных эстетических ценностей и мечты художника о лучшем, более духовном будущем через преобразующую силу искусства.

Кандинский сквозными схематизированными средствами изображает катастрофические события на одной стороне холста и рай духовного спасения на другой. Например, изображения лодки и волн это глобальный потоп, змеи и пушки появляются на левой стороне, в то время яркое солнце, и праздничные свечи появляются справа.

Художник стремился выразить внутреннее состояние и динамику рождающегося XX столетия. Переворот в сознании художника вызвало научное открытие о разложении атома. Кандинский писал: «Оно отозвалось во мне подобно внезапному разрушению всего мира. Внезапно рухнули толстые своды. Все стало неверным, шатким и мягким. Я бы не удивился, если бы камень поднялся в воздух и растворился в нем. Наука казалась мне уничтоженной: ее главнейшая основа была только заблуждением, ошибкой ученых… на ощупь искавших истину, в слепоте своей принимавших один предмет за другой».

Картинки по запросу кандинский композиция 28

 

 

Чтобы стать знаменитым, надо 
25 лет заниматься подделкой картин и 
отсидеть 6 лет в тюрьме

 

Вольфганг Бельтракки и его подделки

В истории мирового искусства было немало талантливых авантюристов, которые подделывали произведения великих мастеров, продавали их богатым не очень сведущим в живописи людям и зарабатывали большие деньги. Самое громкое имя в этом списке в наши дни принадлежит, безусловно, Вольфгангу Бельтракки – самодельному (-Вб) художнику, заработавшему миллионы подделкой картин, он впервые выставил свои работы в Германии под собственным именем.

Выставка носит титул «Свобода» («Freiheit») - название обыгрывает как освобождение Бельтракки из тюрьмы в январе, так и возможность выставлять свои работы впредь под собственным именем.

Галерея «Art Room 9» в Мюнхене представляет свыше 20 его работ, демонстрирующих разнообразную цветовую и стилистическую палитру. Цены от 8000 до 70 000 евро. Стоимость работ Бельтракки, как сообщил агентству dpa галерист Куртис Бригс (Curtis Briggs), за минувший год выросла в два-три раза. Еще до вернисажа, по его словам, была куплена одна из картин - по цене почти 40 000 евро.

Вольфганг Бельтракки до своего ареста в 2010 году занимался подделкой шедевров в стиле великих мастеров изобразительного искусства, зарабатывая на этом миллионы.

Дело в том, что картины, им подделанные - они продавались как утерянные либо неучтенные, - были лучше доподлинных картин. К примеру, вдова Макса Эрнста, сама неплохая художница, говорила, что более великолепного Макса Эрнста, она не видела, говорила и не могла оторвать глаз от заведомой подделки Вольфганга Бельтракки.

 

Вольфганг Бельтракки

 

«Попалился» мастер на пустяке: в 2006 году на акуционе  Lempertz  за без малого два с половиной миллиона евро была продана «Красная картина с лошадьми» рейнского экспрессиониста Генриха Кампендонка  (Heinrich Campendonk). Покупатель (анонимная фирма с Мальты «с русским капиталом») заказал, помимо искусствоведческого, еще и химический анализ работы. Незамедлительно выяснилось, что тип титановых белил, использованных Бельтракки, появился лишь в 30-е годы прошлого века, а не в 1914 году, когда был изготовлен шедевр…

Главный обвиняемый, 60-летний Вольфганг Бельтракки, получил шесть лет, его сообщник Отто Шульте-Келлингхаус(нем.Otto Schulte-Kellinghaus) - пять, жена Бельтракки Хелена - четыре года тюрьмы. Сестра Хелены, меньше всего замешанная в этом деле, осуждена условно на год и девять месяцев.

Столь относительно мягкие приговоры были вынесены потому, что подсудимые решили сознаться и не затягивать процесс (иначе пришлось бы, например, вызывать двести свидетелей!).

«Я писал те картины, которых недоставало в наследии этих художников, я додумывал до конца их мысли», - горделиво заявил Бельтракки. Не случайно в подлинность картин уверовали ведущие эксперты. Подсудимый пафосно просил суд лишь об одном: не наказывать строго женщин, которые, если бы не он, «никогда бы не вступили в конфликт с законом».

Адвокаты подсудимых быстро нашли общий язык с судом, «обменяв» чистосердечное признание всех четверых на относительно мягкие приговоры и прекращение дальнейших расследований. В последнем явно были заинтересованы и определенная группа «пострадавших», а именно - некоторые аукционные дома Европы, эксперты и коллекционеры. Ведь все они выставлены на посмешище.

50 полотен, в отношении которых вина Бельтракки была доказана бесповоротно, - это вершина айсберга. За четверть века своей успешной деятельности жулик, не имеющий художественного образования, подделал сотни живописных и графических работ (следствие исходило из цифры не менее трехсот, допуская, что при своей плодовитости и бесцеремонности Бельтракки мог создать и вдвое больше шедевров).

Художник и его жена Хелена были осуждены в 2011 году, но продолжали работать, имея возможность выхода из тюрьмы в дневное время суток и по выходным. Отсидев срок, один из самых дерзких и удачливых мошенников от искусства всех времен Вольфганг Бельтракки пишет книги, выступает по ТВ, а недавно снялся в фильме - о себе, великом.

 

Вольфганг Бельтракки

 

В документальной ленте, вышедшей в немецкий прокат, Вольфганг и Хелена Бельтракки играют самих себя: трогательно вспоминают о временах молодости, проводят экскурсию по своим (ныне конфискованным) домам во Фрайбурге и на юге Франции, делятся «секретами мастерства»: как закоптить холст, как обвести вокруг пальца эксперта. Фильм не лишен сентиментальности: бедная чета Бельтракки - на старости лет остаться без своей крыши над головой! Желающий связаться с Вольфгангом Бельтракки  может позвонить по указанному на его личном сайте телефону и побеседовать с вежливой секретаршей. Интервью, выступления в ток-шоу и на фестивалях - Бельтракки сегодня нарасхват.

 Затронув эту тему, приведем еще несколько примеров в аферах  в искусстве, причем явно видно, что это подделка (часто хорошая в другом стиле), однако искусствоведы делают  заключение  о ее подлинности.

 Ниже материал помещен, чтобы студенты увидели работы и потренировались – не смогли бы они, не умеющие рисовать, изобразить (по своему) что-нибудь такое, что стало бы мировым достижением. Статья помещена временно и может быть по требованию удалена в любое время.

 

Приключения русского авангарда

Выставка в бельгийском музее изящных искусств поразила экспертов. Откуда взялись неизвестные прежде произведения русских художников-авангардистов, выясняла корреспондент Н. Шкуренок

НАТАЛЬЯ ШКУРЕНОК

15 ЯНВАРЯ 2018

b8988f1c-e10d-4094-8b32-cd478e25b0f3

Вид экспозиции в Музее изящных искусств Гента.
Это фото и последующие: предоставлены Константином Акиншей

Группа европейских искусствоведов, кураторов, арт-дилеров и коллекционеров выступила с открытым письмом по поводу представленной в Музее изящных искусств бельгийского Гента (MSK) экспозиции ранее неизвестных работ русских художников — Василия Кандинского, Казимира Малевича, Наталии Гончаровой, Любови Поповой, Павла Филонова, Александра Родченко и других звезд русского авангарда, которая открылась 20 октября 2017 года.

Авторы письма называют выставленные в Генте работы «вызывающими много вопросов» и адресуют их директору MSK Катрин де Зегер.

Ответы на некоторые из них владелец коллекции Игорь Топоровский, бельгийский бизнесмен, а прежде российский политический деятель, предвосхитил в своих интервью бельгийской прессе. Однако версии о происхождении работ из семьи Наума Габо, коллекции Эрмитажа и окружения Георгия Костаки наши источники считают «полной ерундой».


Очень удивительная история

60252a6b-2464-4154-a923-6d8a1f7f69db

Атрибутировано Эль Лисицкому.

Студентам предлагается по картине выше в системе Вектор курсором задать полилинии и залить их цветом и пойти дальше сделать стилизацию и экспрессивную абстракцию.

Абстракция по Эль Лисицкому.jpg

Подобрать холст старинный, краски, нарисовать на нем полученную абстракцию, поместить в раму, атрибутировать это  знаменитому Эль Лисицкому  и  работа будет стоить млн $

Вдобавок полученную абстракцию может увидеть и слепой человек –  она построена с помощью трубной коммуникации

Впервые информация об открытии экспозиции в музее Гента появилась в бельгийской газете LaLibre за неделю до события, 13 октября 2017 года. Статья называлась «Очень удивительная коллекция искусства русского авангарда Игоря Топоровского», и ее автор Ги Дюпла пересказывал то, что услышал от Игоря Топоровского и директора MSK Катрин де Зегер. В частности, она рассказала La Libre, что планирует в конце 2018 года организовать в Генте грандиозную выставку русского авангарда из собрания Топоровских и крупнейших европейских музеев. «По ее словам, это будет попытка переписать историю русского авангарда», — сообщает автор статьи в La Libre.

Кроме того, семья Топоровских собирается не только представить публике экспозиции в MSK, но и открыть в конце 2020 года в особняке Дилегем (Dieleghem) в Жете, под Брюсселем, центр по изучению русского авангарда. В особняке площадью 1200 кв. м, выкупленном у муниципалитета, планируется представить сотни ранее неизвестных работ русских художников-авангардистов. Все эти работы собраны семьей Топоровских, владеет ими Фонд Дилегема (Dieleghem Foundation), основанный и возглавляемый Игорем Топоровским.

Игорь Топоровский рассказал бельгийским журналистам, что он изучал историю искусств в Московском государственном университете. Когда в СССР началась перестройка, он стал одним из молодых советников Горбачева. По его словам, эту деятельность он продолжил и при Ельцине, а потом стал «тайным дипломатом» — часто ездил в штаб-квартиру Европейского союза и НАТО в Брюсселе. Но, как признавался господин Топоровский в интервью бельгийским журналистам, приход Путина поставил его по другую сторону режима, и по этой причине в 2006 году Игорь Топоровский с семьей и коллекцией переехал в Брюссель.

Как удалось установить корреспонденту TANR, господин Топоровский, 1966 года рождения, действительно учился в МГУ на историческом факультете. Тема его диплома была культурологической — якобинские праздники, а диссертация, которую он защитил в 1992-м, называлась «Многостороннее культурное сотрудничество в Европе в 1970–80-е годы».

Стал ли в начале перестройки Игорь Топоровский, которому тогда было 20–25 лет, советником Михаила Горбачева, каковым он представляется? По словам Павла Палажченко, сейчас отвечающего в Фонде Горбачева за связь с прессой, советник по имени Игорь Топоровский с ними не работал.

be3a563e-d5ea-4f67-b118-04dd91afe0c6

Атрибутировано Наталье Гончаровой

В 1995 году Игорь Топоровский баллотировался в Государственную Думу по Пушкинскому одномандатному избирательному округу Московской области. Выборы он проиграл. А осенью 1999 года его исключили из партии «Яблоко.

В избирательных документах есть запись о месте его работы — тогда, в середине 1990-х годов, он называл себя «директором Института внешней политики и международных отношений». Однако из регистрационных документов организации выяснилось, что это не академическое учреждение, а НПО, исключенное из государственного реестра РФ в 2013 году по причине «отсутствия деятельности».

Коллекция по наследству и по знакомству

914e2e9f-4072-4304-afd4-4d40781bd9b9

Атрибутировано Алексею Явленскому.

Выше картину нарисовать на планшете электронным карандашом стилизовать и абстрагировать. Последнее можно также отнести Эль  Лисицкому, хотя можно уже подписывать и своей фамилией(-Вб).

Явленский3.jpgЯвленский.jpg

От картины к ее абстракции

У коллекции Топоровского, согласно рассказанной им журналистам версии, несколько основных источников. Во-первых, семейные: он утверждает, что его жена Ольга (в девичестве Певзнер) — дальняя родственница семьи Антона Певзнера и Наума Габо. Которые, по словам Топоровского, собирали произведения русского авангарда и оставили обе коллекции в семье, в России, когда им пришлось покинуть родину. Второй «семейный» источник — коллекция Георгия Костаки, близким другом и сотрудником которого, по словам Топоровского, был отец его жены.

Дочь Наума Габо, Нина Уильямс, передала корреспонденту TANR следующее заявление: «Госпожа Уильямс, дочь Наума Габо, непреклонна в том, что она никогда не слышала об Ольге Топоровской, как и в том, что Наум Габо не оставил в России коллекцию русского авангардного искусства». Дочь Георгия Костаки, Алики Костаки, тоже заявила в телефонном разговоре, что никакой Ольги Топоровской она не знает и ни о каком сотрудничестве их отцов никогда не слышала.

Еще один источник происхождения коллекции Топоровского — некая коллекция русского авангарда, принадлежавшая то ли Эрмитажу, то ли его директору в 1934–1951 годах Иосифу Орбели. Корреспонденту  La Libre Игорь Топоровский сообщил, что обнаружил в Одессе коллекцию работ Александры Экстер и другие произведения из коллекции Орбели. Эти работы, по версии Топоровского, директор Эрмитажа пытался спасти от уничтожения, спрятав их в Армении.

f3ec8e88-0606-4ade-8d89-ab8d3fefda2e

Атрибутировано Василию Кандинскому

«Первый раз такое слышу! — удивилась в разговоре с корреспондентом TANR Марина Бунатян, директор музея Орбели в Цахкадзоре. — Я 38 лет работаю в этом музее, мы с мужем его создали. Всех родственников Орбели я знаю, много раз разговаривала со всеми, но такой истории не слышала ни разу».

Татьяна Георгиевна Орбели, вдова сына Иосифа Орбели, Дмитрия Иосифовича, также ответила на наш вопрос. «Эта история абсурдна с начала до конца, — сказала она. — Иосиф Абгаровичникуда не увозил из Эрмитажа никакую коллекцию! Да, крупные музеи, в том числе Эрмитаж, Русский музей, московские музеи, передавали отдельные экспонаты во вновь организованные музеи в союзных республиках. Но это было согласовано на государственном уровне, это не была инициатива сотрудников музеев. Если говорить о самом Иосифе Абгаровиче — у него никогда не было частной коллекции. У него не было ничего! Он постоянно менял жен, оставляя им все, у него не было жилья, иногда он даже спал в собственном кабинете на столе, потому что там не было даже дивана».

Таинственные спецфонды

2c077478-c703-4df4-8f4a-2ecb647ae978

Атрибутировано Михаилу Ларионову.

Студенты и эту картину решили «атрибутировать»

Ларионов3.jpgЛарионов.jpg

От атрибутированной картины Ларионова 
к ее художественной интерпретации, стилизации и абстракции

Конечно, судьба работ художников русского авангарда в советских музеях была горькой — их не показывали зрителям, десятилетиями работы прятали по самым дальним фондам.

«Сотрудники разных музеев рассказывали мне, что в 1930–50-е годы в музеи из Москвы иногда приходили телефонограммы с требованием уничтожить “формализм”, — рассказал корреспонденту TANR Андрей Сарабьянов, российский искусствовед, эксперт по русскому авангарду. — Музейщики делали все, чтобы спасти картины, — прятали их подальше, рассовывали по самым потайным местам. Но представить, чтобы какие-то работы вынесли, вывезли из музея, — это может придумать либо безумец, либо мошенник, либо человек, не представляющий себе жизни в СССР, ведь за такие действия руководство музея сразу было бы арестовано. Мне приходилось слышать историю с мифической “коллекцией Орбели” — это полная ерунда».

Еще одним источником пополнения собрания Игоря  Топоровского  стали, по его словам, его собственные покупки. Он рассказал La Libre, что в начале 1990-х годов, «после падения советской империи», многие из этих работ вышли из подвалов, их выставили на продажу по низким ценам. Якобы тогда он и скупал картины.

Фигурант дела Преображенских

6b9ff0fe-b1fd-4cb9-96e4-7ca599e40c9c

Атрибутировано Павлу Филонову

По разным источникам, в коллекции Игоря Топоровского более 500 работ художников русского авангарда. Но, по словам Константина Акинши, известного историка искусства и куратора, его друзьям и коллегам пока не удалось обнаружить в России следы мощной собирательской деятельности Игоря Топоровского.

Зато следы некоторых продаж с его участием обнаружились в знаменитом деле антикваров Преображенских: чета Преображенских продавала поддельные картины (в основном под художника-передвижника Александра Киселева), дело против них началось в 2004 году, в 2008-м был вынесен приговор — искусствовед Татьяна Преображенская получила девять лет лишения свободы, ее муж, преподаватель Общевойсковой академии, — восемь с половиной.

1863826c-89cd-4535-b2fd-cb0dff2dc0cb

Атрибутировано Владимиру Татлину

Татлин.jpg

Абстракция бы Талину понравился. Мы его башню на компьютере создавали 
и он  в морском техникуме учился – наш человек

В этом деле есть собственноручная расписка Игоря Топоровского в получении от Преображенских почти $3 млн за две картины, которые антиквары получили от него для продажи.

«Следствием было установлено, что Преображенские взяли у Топоровского две работы, Кандинского и Малевича, на экспертизу, продали их потом клиенту, рассчитались с Топоровским, а разницу оставили себе, — рассказал адвокат Никита Семенов, работавший как следователь по делу Преображенских. — По этому факту мы допросили Топоровского, в деле есть протокол допроса и его расписка в получении почти $3 млн. Топоровский на допросе показал, что картины происходят из семьи Орбели через некоего Камо Манукяна». Как рассказал Никита Семенов, покупателем этих картин стал крупный олигарх, который отказался общаться со следствием, отказался передать купленные картины на экспертизу, заявив в телефонном разговоре, что «с его картинами полный порядок». «Без самих предметов мы не можем сказать, что были проданы подделки, — объясняет Семенов. — Хотя сомнения в их подлинности остаются, поскольку Преображенские торговали фальшивками».

 

Сундук с супрематической росписью. Атрибутировано Казимиру Малевичу. Фото: предоставлены Константином Акиншей

 

Атрибутировать к Малевичу легко, особенно к его черному квадрату, получая разные модификации на эту тему.

пятиугольник Малевича.jpg

Атрибутируем к картине Малевича «Черный пятиугольник в квадрате»
можно наоборот «Пятиугольник в черном квадрате». 
Только вот вопрос: будет ли разница для слепого?

 

Сундук с супрематической росписью. Атрибутировано Казимиру Малевичу. Фото: предоставлены Константином Акиншей

Сундук с супрематической росписью. Атрибутировано Казимиру Малевичу.

 

 

Атрибутировано Казимиру Малевичу. Фото: предоставлены Константином Акиншей

Атрибутировано Казимиру Малевичу

Наша газета обратилась к MSK с просьбой сообщить, кто из экспертов давал положительные заключения по картинам Малевича, Кандинского, Экстер и других. И получила короткий ответ: все бумаги в порядке. По поручению музея нам ответила Ольга Топоровскаякоторая сообщила нам имена всех членов Фонда Дилегема (Dieleghem Foundation), членов попечительского совета, дала ссылки на публикации о коллекции и будущем центре изучения русского авангарда и предложила приехать в Гент, чтобы ознакомиться с архивом фонда. Однако Ольга Топоровская не ответила на два важных вопроса: кто делал экспертные заключения по  коллекции и каким образом такое большое собрание пересекло государственную границу РФ?

5df343d9-bdd9-4535-82aa-ab1de76b46f5

Атрибутировано Александру Родченко

 

Но больше всего вопросов, конечно, к директору MSK Катрин де Зегер. Как написали в своем открытом письме его инициаторы, «госпожа де Зегер — известный куратор выставок современного искусства. Она курировала Московскую биенналесовременного искусства в 2013 году, но этот опыт не делает ее экспертом по русскому авангарду. Когда де Зегер стала директором гентского музея, она объявила, что ее задача — „создать открытый музей“. К сожалению, открыла она вверенную ей институцию с показа весьмВан Гог ли это?

 

 Ван Гог ли это?

http://www.theartnewspaper.ru/posts/3736/

 

Книгу под названием «Винсент Ван Гог: потерянный альбом из Арля» подготовили к изданию хорошо известные специалисты: британский академик Рональд Пикванс и искусствовед Богомила Уэлш-ОвчароваУченые утверждают, что рисунки, обнаруженные в бухгалтерской книге гостиницы во французском Арле, сделаны Ван Гогом в период с 1888 по 1890 год. Пикванс, написавший предисловие к вышедшей книге, назвал ее «самым революционным открытием в истории изучения творчества Ван 

Книгу под названием «Винсент Ван Гог: потерянный альбом из Арля» подготовили к изданию хорошо известные специалисты: британский академик Рональд Пикванс и искусствовед Богомила Уэлш-ОвчароваУченые утверждают, что рисунки, обнаруженные в бухгалтерской книге гостиницы во французском Арле, сделаны Ван Гогом в период с 1888 по 1890 год. Пикванс, написавший предисловие к вышедшей книге, назвал ее «самым революционным открытием в истории изучения творчества Ван Гога».

1a1d1ce1-dee1-4de7-9943-023113369651

Photo courtesy of Cultural Services of the French Embassy

 

Винцент Ван Гог.jpg

Слева автопортрет Ван Гога
Сейчас поди докажи, что не он его рисовал

Со спорными зарисовками Уэлш-Овчаровакоторая специализируется на творчестве Ван Гога и занималась организацией нескольких его выставок, познакомилась в 2013 году. К этому времени эксперты Музея Ван Гога в Амстердаме дважды отрицали причастность художника к упомянутым рисункам. «Наши кураторы и исследователи всегда очень рады любой новой работе, которая может принадлежать кисти Ван Гога. Однако на основе проведенного анализа присланных нам высококачественных фотографий (речь идет о 56 из 65 зарисовок) они пришли к выводу, что эти произведения не могли быть созданы им», — сообщил музей. После изучения самих рисунков в 2013 году эксперты своего мнения не поменяли. Специалисты, которые, к слову, считаются лучшими в мире в вопросах творчества Ван Гога, пришли к выводу, что стиль рисунков не характерен для работ художника того периода. Сами рисунки они назвали монотонными и примитивными. Вызвали подозрения и чернила коричневатого оттенка, которые Ван Гог, по мнению исследователей, в то время не использовал. Однако предъявленные доводы Уэлш-Овчарову и издательство Le Seuil, как мы видим, не остановили.

Директор Музея Ван Гога Аксель Рюгер в беседе с корреспондентом BBC заявил, что «это ее позиция [Богомилы Уэлш-Овчаровой]. Она тоже обладает и опытом, и знаниями». Рюгер также добавил, что участвующим в дискуссии сторонам, судя по всему, придется остаться при своих мнениях. При этом без одобрения Музея Ван Гога рисунки вряд ли будут приняты на арт-рынке.

Ситуация, когда уважаемые специалисты резко расходятся в мнениях о подлинности произведений, не редкость.

Старые мастера

В минувшем октябре аукционный дом Sotheby’s отозвал с торгов работу, как предполагалось, авторства голландского живописца Франса Халса стоимостью $11 млн и начал расследование, результаты которого в данный момент неизвестны. Вслед за Халсом подделкой была названа «Венера» Лукаса Кранаха, принадлежавшая княжескому дому Лихтенштейна. Позднее был признан подделкой «Давид с головой Голиафа» караваджиста Орацио Джентилески, а продавшему ее лондонскому арт-дилеру Марку Вайссу был предъявлен иск о возмещении финансовых потерь. Будущее еще 25 работ общей стоимостью около $260 млн пока остается неизвестным.

Не Гончарова

34031168-ba97-485e-abce-f4b3da8e136b

Наталья Гончарова. «Павлин под ярким солнцем». 
1911 г. Государственная Третьяковская галерея

В 2011 году специалисты Государственной Третьяковской галереи отказались признать подлинность значительного числа работ Наталии Гончаровой, опубликованных в двух каталогах, вышедших в Англии и Франции. Речь шла о монографии Энтони Партона,  известного  работой «Михаил Ларионов и русский авангард» (1993), а также книге Дениз Базету, о которой до этого слышно не было.

В обоих изданиях одновременно с классическими произведениями Гончаровой присутствовали работы, нигде ранее не публиковавшиеся. Принадлежность этих произведений описывалась как «частное собрание». В книге Базету было опубликовано около 150 таких вещей. Вошли в монографии и картины, которые получили отрицательные заключения российских экспертов об их подлинности. Удивительно, но ни тот ни другой автор в процессе работы над книгами не видел оригиналов Гончаровой, хранящихся в российских музеях, и это учитывая, что основным держателем наследия художницы является Третьяковка (более 400 картин и тысячи графических работ). Спустя год опубликованные подделки начали появляться на арт-рынке.

Арест Экстер

87401196-458d-46c0-b98d-d31912c98ed1

Александра ЭкстерВенеция. 1915 г. Courtesy of the artist

В марте 2009 году около 200 произведений русской авангардист-ки Александры Экстер арестовали во французском городе Туре. Причиной этому стало обращение в суд основателя и главы Ассоциации Александры Экстер Андрея Накова. Он заявил, что большая часть выставленных работ — подделки. Как писал «Коммерсантъ», Наков, подавая иск в суд, предоставил множество аргументов в защиту своего заявления, однако эти доводы вызвали сомнения у российских экспертов. Арест в апелляционном суде обжаловали шесть владельцев экспонатов, в том числе галерист  Жан Шовлен, куратор выставки. Спустя девять месяцев апелляционный суд французского Орлеана признал неправомерным иск, который повлек за собой арест выставки «Александра Экстер и ее русские друзья». Суд признал, что Наков не является правонаследником художницы и не может выступать в качестве арбитра при решении вопросов о подлинности произведений.