Создавать географические карты 
для тактильного их восприятия

Многие школы интернат для слепых учат детей географии по тактильным картам. Однако возникает вопрос. А могут ли дети воспринимать эти карты, построенные в огромном размере.

Еще 100 лет назад было доказано, что

географические карты было признано нецелесообразным и неэффективным для обучения детей с ограниченными возможностями по зрению, создаваемые в те времена в огромном размере. Специалисты рекомендовали, чтобы идеальный размер географической наглядности – будь то глобус или карта, – не был велик, дабы обеспечивать возможность одновременного и целостного тактильного восприятия.

На этой почве идет  также  споры, могут ли слепые чувствовать пространство.

Тогда были и другие чудеса: слепого, стоящего у карты Советского союза  называли  тогда «видящим» политику партии лучше зрячих. Однако все эти измы к делу не относится – как правильно слепых детей учить картографии? Вот вопрос. Что такое карты – это артерии – связи между городами, материками и прочее. Эти артерии можно представлять проволочными линиям, по которым течет в том или ином направлении какая-то жидкость (ток), лампочки зажигаются по городам  - двигаешься в одном направлении,  идет сигнал –  правильно - двигаешься к коммунизму, в другом  - неправильно (неправильно).

Школа-интернат для слепых детей собирает деньги на тактильные карты Иркутской области. Наш друг художник Щербинин и соавтор тактильного написания картин там живет – ему  советуем спонсорам стать там школы для слепых и опробовать нашу методику на ее учеников.

Особенно интересна методика, как познавать мир с идейных позиций здесь: https://www.irk.ru/news/20170427/charity/

Скриншот видео  images (1).jpg

Вряд ли картины по частям слепой может «собрать» в своем сознании

·Скриншот видео

Коррекционная школа-интернат №8 для слабовидящих и слепых детей объявила сбор средств на приобретение тактильных физических карт Иркутской области. Учебному учреждению нужно 12 карт, которые стоят 159 тысяч рублей. Пятая часть суммы собрана. Деньги можно перевести на карту 4276 1800 1481 2431, которая прикреплена к телефонному номеру: 8 914 938-45-37.

http://urokiistorii.ru/sites/all/files/image/vystavki/blind/1.jpg  2015_03_17_7.jpg

Музеи  на создание таких картин (справа) тратят тысячи $  
и напрасно: их видят только зрячие

Слепой ученик у карты страны.

В Facebook опубликовано видео, где ученики школы-интерната рассказывают о том, как изучают географию. У школьников есть карты Европы, Северной и Южной Америки, России, но нет возможности изучать регион, в котором они живут.

Что такое жизнь в темноте ребята из Иркутского интерната для слабовидящих и слепых детей знают не понаслышке. В специализированной школе учатся дети из разных городов области. И если в математике для них все предельно ясно, то «увидеть» на карте моря, горы и родной город - большая проблема. Для занятий географией в школе есть экономические карты России и тактильный глобус. Но педагоги столкнулись с трудностью - для преподавания географии Иркутской области и байкаловедения у школьников нет «наглядных» пособий - специальных карт.

Иркутск.jpg

А изучение родного края входит в обязательную программу десятиклассников.

Школа очень хорошая, преподаватели - самоотверженные и чуткие. Как только стало известно о проблеме школьников, стали искать пути решения. Карты согласились изготовить на предприятии, специализирующемся на тифлопродукции. Однако тактильных физических карт Иркутской области никто и никогда не заказывал. А это значит, что исходной формы попросту нет. Для начала необходимо будет сделать 3D-макет, затем изготовить пресс-форму, и только потом делать карты. Для изготовления комплекта из 12 карт Иркутской области с книгами по Брайлю нужно около 120 тысяч рублей.  

И все же, как такие проблемы решались в недалеком прошлом с позиций в поисках визуализации невидимого?!

Галина Орлова. «Карты для слепых»: политика и политизация зрения в сталинскую эпоху

Характер внешних проявлений трахомы (закрытие век, их срастание с роговицей) давал право исцеленным пациентам утверждать буквально: «Советская власть нам глаза открыла». Так, в одной из популярных гигиенических брошюр приведены слова активистки санитарного движения, муж которой «восемь лет ходил слепым, а теперь книжку читает. Да не он один. Всего 8% трахомных осталось, и это мы изживаем» [Циклик, 1935. С. 7]. Описание трахомы в категориях «социальной болезни» позволяют определять такую слепоту как состояние, социально маркированное, обнаруживающее связь с несознательностью и, преимущественно, обратимое, а также тематизировать мотив прозрения.

В дискурсе отношение к слепоте было куда менее гибким и куда более сдержанным. Развитие новых медицинских технологий, создание института в Петрограде, стремящегося к снятию дискурсивных границ между описанием клинических случаев и чудес прозрения вносили известную долю относительности в понятие слепоты и установление ее границ. В советском социально-реабилитационном дискурсе 1920-х годов слепота уже не была поводом для социального исключения. Так, фото Иванова «Слепой работает» сопровождало текст в журнале «Наши достижения», в котором сообщалось, что к середине 1930-х годов в Советском Союзе слепыми освоено более 350 профессий: «Слепой входит в мир труда спокойно и радостно, как и его зрячий товарищ». Граница между слепыми и зрячими пересматривалась самым радикальным образом по ходу реализации лозунга «Слепцам – признание права на работу» и включения незрячих в трудовую деятельность. На харьковском заводе «Электросила» (а на Украине http://urokiistorii.ru/sites/all/files/image/vystavki/blind/l_13.jpgдействовали самые сильные центры реабилитации) в 1930 году на конвейер были трудоустроены несколько десятков слепых, которые показали производительность труда, «во многом превосходящую продуктивность зрячих» [Кривецкий, 1927. С. 11]. Дисциплинарный режим конвейера позволял показательно заместить перцептивную нормализацию группы индивидуальным нормативом выработки.

 

Потеря зрения рассматривалась в нормализующем ключе как функция отклонения от правил: «Теряют здоровье и жизнь, поскольку не соблюдают правил безопасности, установленных администрацией». Травматизм на производстве – потеря зрения в том числе – описывался в категориях социальной несознательности и даже – политического отчуждения.

Однако окончательный отрыв зрения и его дефектов от физиологии и медицины происходит в политическом дискурсе сталинской эпохи, где прозрение и слепота оказываются фактами уже сугубо идеологического порядка. В историях 1930-х годов мотив потери зрения нередко представлен как «ложная потеря»: слепой бакинский инженер Потоцкий из очерка Юдина в «Правде», выбрав советскую власть, обретает истинное внутреннее видение, которое помогает ему теперь руководить стройкой; глазами слепого музыканта из баллады Воробьева, опубликованной в «Прожекторе», стали глаза колхозников, принявших его в свой коллектив и доверивших слепцу дело, требующее исключительной политической прозорливости, – засыпку зерна.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что для осведомленного советского наблюдателя эти люди зрячи, и физиология зрения здесь ни при чем, так как не зрение определяет возможность идеологического участия в реальности, а наоборот. «Практика становится слепой, если она не освещает себя революционной теорией», – еще в 1927 году заметил Сталин, намечая тенденцию политизации зрения и внося свой вклад в создание политико-офтальмологического словаря 1930х (в котором есть и «политическая близорукость», и «политическая слепота», и «политическая дальнозоркость», и «политические слепцы»).

На уровне частного опыта такая слепота связана с неспособностью воспринимать реальность сквозь призму идеологически аранжированного знания о ней – то есть невозможность «видеть советское», занимая предписанную и политически обоснованную позицию советского наблюдателя. Слепым был объявлен фотограф-эстет Юрий Еремин, который долгое время не мог увидеть «нашей замечательной жизни, нашей радостной страны»

В 1930-х годов советский проект приобретает характер зрелища, а само зрение политизируется. Опыт постижения невидимого структурируется визуально, а советскому субъекту предписывается позиция наблюдателя. Непосредственное восприятие ослабевает, а опосредованное – всячески поддерживается и усиливается. Визуальные технологии используются для многократного опосредования зрения и достижения другой видимости, а граница между зрением и знанием стирается. В этих обстоятельствах соотношение зрения и слепоты пересматривается: возможность «видеть» появляется у всякого, кто вписан в порядок советского – у всякого, кто «знает».

 «Видеть» могут участники воображаемых путешествий по карте. Их взгляд, побуждаемый географическими кружками и конкурсами, определяется содержанием освоенной путешественниками литературы и – одновременно – поддерживается картой. Один из героев сентиментально-пропагандистской документальной саги, учащийся школы для слепых, Федька, тоже имеет полное право однажды, «ощупав карту Карибского бассейна, с которого началось открытие Нового Света, вскричать восторженно: «Вижу землю!»» [Кошкарева, 1985. С. 64]. В очерке о ликбезе для слепых обучение грамоте вполне традиционно определяется как «прозрение». Однако связь этого прозрения с «классовым освобождением», «самоутверждением трудящегося», «строительством социализма» и «нашей общей работой» может быть конкретизирована уже в категориях «знания-власти», «единственно верного учения» и «советской власти». «Есть что-то потрясающее и в то же время захватывающе прекрасное в этом движении слепого с черными очками на мертвых глазах через притихший зал, мимо невидящих товарищей к невидимому для них сверкающему четырехугольнику сцены, где сидит невидящий президиум и где ему вручат материальное, неопровержимое доказательство того, что он постиг то самое учение, которое и есть «свет»!» [Агасов, Понтелеева, 1935. С. 104]. И, напротив, деконструкция советского символического порядка, утрата права на истину, обнажение идеологического приема позволяют обнаружить в советском человеке слепоту, как это, например, сделал в 1962 году литовский фотограф Анастас Суткус в своем «Слепом пионере».

Упражнение.  Возьмите картинку контурной карты  материка (в dxf-формате) и задав по нему направляющую образующую (окружность-> полилиния) трубчатую поверхность  (Поверхность ->  Обобщ. труба).

Пример: контур страны когда-то Советов.

СССР2.jpg         путин лля лепых.jpg

СССР – трубчатое представление фигур по контуру
для тактильного их «чтения» слепыми

Упражнение 2. Изобразить карту Африки на сфере (курсором-джойстиком  задать контур полилинией, перезадать ее трубчатой поверхностью). Сделать анимацию вращения шара вокруг оси «y» (направляющую задать (r=0.15) окружностью -> полилилинией и повернуть вокруг ось x на 90).   

Карта на шаре.jpg  Африка-гот.jpgАнимация-Африка.gif

 

Упражнение 3. Задайте портулан с румбами МК 5.18  (без параметров)

Упражнение 4. Задайте в районе Черного моря портулан МК 5.19  (на входе по контуру 4 точки).
Определите координаты центра портулана.

Страны Африки (57 государств)

o    Северная Африка Египет Судан Алжир Тунис Марокко Западная Сахара

o    Южная Африка Намибия Лесото Ботсвана Свазиленд Ангола

o    Западная Африка Того Нигерия Сьерра-Леоне Сенегал Мавритания Мали Либерия Кабо-Верде Гана Гвинея-Бисау Гвинея Бенин Буркина-Фасо ...

o    Центральная Африка Камерун Габон Экваториальная Гвинея

  1. Население Африки составляет 1 млрд 033 млн чел 
    С
    амые населенные страны:

    Нигерия: 173 млн 611 тыс. чел., Эфиопия: 95 млн 046 тыс., Е59гипет: 82 млн
    197 тыс.

o    По площади:

2.         Алжир — 2 381 740 км². Алжир входит в Топ-10 самых больших стран мира;

3.      Демократическая республика Конго — 2 345 410 км²;

4.      Судан — 1 886 068 км²;

5.      Ливия — 1 759 540 км²;

6.      Чад — 1 284 000 км²;

7.      Нигер — 1 267 000 км²;

8.      Ангола — 1 246 700 км²;

9.      Мали — 1 240 000 км²;

10.    ЮАР — 1 219 912 км²;

11.    Эфиопия — 1 127 127 км².

o     

Cреди африканских стран есть однозначный лидер — Нигерия, население которой более чем в 2 раза превосходит ближайшего конкурента — Египет. Причём обе не входят в десятку самых больших по площади. И лишь третья по населению — Эфиопия размещается на 10 месте в списке самых больших по площади африканских стран.

12.    Нигерия — 166 629 383 чел;

13.    Египет — 82 530 000 чел;

14.    Эфиопия — 82 101 998 чел;

15.    Демократическая республика Конго — 69 575 394 чел;

16.    ЮАР — 50 586 757 чел;

17.    Танзания — 47 656 367 чел;

18.    Кения — 42 749 418 чел;

19.    Алжир — 36 485 828 чел;

20.    Уганда — 35 620 977 чел;

21.    Марокко — 32 668 000 чел.

o     

Резюме.  В системе Вектор не решена проблема задние трубчатой поверхности по направляющим в группе. Сейчас приходится «вытаскивать» полилинию из группы и строить Обобщ. Трубу по отдельности. Сделать для групп нет сложности – будем делать. Пробуем написать сначала МК для стран Африки:

Страны африки.jpg  Африка.jpg

Страны Африки – здесь их 54,   столько же в структуре группы.

Задача написать МК, которая бы задала контур каждой страны с помощью трубчатой поверхности.

Метод  задания трубы

Truba n1, n2, n3

n1 - образующая

n2 - направляющая

n3 – Число u-линий n3 > 5

Метод сделать в группе активным ее элемент (например, нулевой):

CurrObjStrNmb = CStr(LastNmb-1) & ".0"

 

МК готова – оказалось не сложно.

VbsMsg "Труба по линиям в группе"

n59 =  LastNmb

CurrObjStrNmb = CStr(n59-1) & ".0"

dubl

n98 =  LastNmb

 

' Задаем образующую - окруэжность

r=0.015

Krug.ss p(0,0,0), r, P(0,0,1)

Polyline.FromCurrObj 31 ' перезадать полилинией

n58 =  LastNmb

Truba n58, n58-2, 66

 

CurrObjStrNmb = CStr(n59-1) & ".1"

dubl

n71 =  LastNmb

Truba n58, n71, 66

 

CurrObjStrNmb = CStr(n59-1) & ".2"

dubl

n71 =  LastNmb

Truba n58, n71, 66

 

CurrObjStrNmb = CStr(n59-1) & ".3"

dubl

n71 =  LastNmb

Truba n58, n71, 66

 

Четыре строчки повторили еще n-раз* и получили проволочные контуры других стран Африки для тактильного их прочтения. Подписать названия стран шрифтом Брайля также нет проблем, можно также автоматически.

Сейчас в этом нет потребности: сделали задание линий трубчатыми из группы – делается за секунды (до ста линий проверили).

Африка-гот-трубами.jpg

Напечатать карты стран Африки  по их контуру трубчатыми линиями (трубой), а названия - шрифтом Брайля (дублируя с по-русски) на формате А4  читаемы и будут стоить недорого. Аналогично можно изобразить страны других материков, областей стран, ландшафты  и т.п. По линии контура, можно вычислить географический центр, площадь, крайние точки по сторонам света, проложить маршрут и т.п.

 

евро-азия.jpgамерика.jpg

Евроазия (страны) и Америка dxf-формата (из Clipart),
в варианте трубной коммуникации,  получены за секунды

В системе Вектор есть блок макрокоманд решения задач сферической геометрии, Все их можно совместить с трубчатым представлением для слепых. Трудность задавать числовую и текстовую  с помощью Брайля (занимают много места). Можно числа (координаты) и текст задавать в привычном виде (в трубном или пупырышками исполнении). Опыт сопроводить муар, мандалу или инграмму магического квадрата той или иной мантрой у нас имеется, поэтому попробуем осуществить медия-сопровождение при изучении сферической геометрии, географии, картографии и просто создания картин на экране дисплея.  

 

картография1.jpgкартография2.jpg

Главные меридианы (их три) и координаты точки К на сфере представлены  трубчатыми – «читаемые» на ощупь

Однако и в этом карты получаются насыщенными – «на ощупь» трудно читаемыми. Есть ноу-хаю: снабдить пользователя мышкой на палец (своего рода курсора), которым водя по экрану, можно получать словесную информацию: подвел ею (пальцем) к той или иной стране – идет ее название, к той или иной линии сферы земли - их названия и т.д. Курсор отслеживает координаты  положения на сфере Земли или в небе и тут словами сообщает  их числовые значения. Бродя вслепую по картине можно получать сообщение о цвете того или иного места, название объекта  и многое еще чего, о чем даже зрячий не подразумевает.

Карибское море  16 век.

 

Сенсорика вручную-США.jpg  Сенсорика вручную-Карибское море.jpg

Слепой Федька* открывает Кубу в Карибском море

Карибские страны2.jpg

·         Один из героев сентиментально-пропагандистской документальной саги, учащийся школы для слепых, Федька, однажды, «ощупав карту Карибского бассейна,  вскричал восторженно: «Вижу землю! Вижу Кубу (1492-Колумб открыл ее)». В очерке о ликбезе для слепых обучение грамоте произошло «прозрение».

Упражнение.  В Карибском море открыть свой остров. Обвести его трубчатой поверхностью.

Название острова дать на языке Брайля

Пример. о. Куба в трубчатом исполнении.   

Сенсорика вручную-Куба.jpg

Я вижу землю!  Куба! – кричал слепой Федька,
ощупываю ее руками на карте

Куба (ее контур и название) в тактильно-трубчатом
и по Брайлю исполнении

Куба трубчатая2.jpg

Название Кубы дано также на языке Брайля

Куба трубчатая.jpg

Куба вместе с названием городов сегодня
в тактильном исполнении

 

ДВИЖЕНИЕ ПО РУМБАМ В КАРИБСКОМ МОРЕ.jpg

Упражнение. Проложить морской путь из Венесуэлы через Каракас в Гавану?  Какое это будет расстояние (км, миль)?

Примечание. Карты мира в хорошем исполнении на русском см. здесь
Их бы еще в векторном формате, то исполнить их в трубно-брайлевые коммуникациях (подобно  тому,  как выше представлена Куба вместе с названием городов сегодня) и печатать для слепых можно было бы оперативно для любого места мира.