Картинки для незрячих

ФОТО АВТОРА  С.Дмитриевой

Все дети любят книги с яркими картинками. И ребятишки, лишенные зрения, не исключение. Как же сделать яркую красочную иллюстрацию для того, кто не может ее увидеть? В Санкт-Петербургской библиотеке для слепых и слабовидящих показали сразу несколько способов.

Детские пальчики с любопытством гладят книжную страницу. Книжка не обычная, а тактильная. Странички не бумажные, а матерчатые. На каждой «иллюстрация», сделанная из ткани или папье-маше, картона или другого материала.

– У нас порядка 150 таких книг, – рассказывает сотрудник отдела развития библиотеки Дарья Бочарова. – Каждая разрабатывается художником, обсуждается с тифлопедагогами. Все используемые материалы должны быть приятными на ощупь и безопасными. Наши детки могут их не только потрогать, но и понюхать, и попробовать на зубок, если что-то сильно заинтересовало. Ведь ребенок пытается задействовать максимум своих сохранных анализаторов.

Тактильные книги делают по разным темам. Это могут быть и сказки, и познавательная литература. Есть серия книг, посвященных музеям Петербурга, с которыми библиотека сотрудничает последние несколько лет, помогая адаптировать музейные программы для незрячих людей.

На днях библиотека пополнила свои запасы тактильных книг, получив в подарок сказку «Теремок» от ребят из школы # 111 Калининского района. Школьники не только сделали саму книжку с веселыми зверушками, у которых можно подвигать все лапки, но и сопроводили «зрительный ряд» текстом на брайле и аудиодиском.

Интересно, что иллюстрации для незрячих не только объемны, но и красочны. Как объяснили в библиотеке, тотально слепых людей не очень много, у большинства есть остаточное зрение, в той или иной степени позволяющее ощущать свет и тень, улавливать какие-то цвета. И это при издании книг учитывается. К тому же в числе читателей могут оказаться и вовсе не слепые люди.

– Мы работаем не только со слепыми и слабовидящими, но и с другими категориями, – говорит директор библиотеки Ольга Устинова. – Этими книгами могут пользоваться люди, которым трудно воспринимать печатный текст, например, взрослые и дети с задержкой развития, дислексики. Дислексия – это проблема, которой, к сожалению, у нас не уделяется должное внимание. Иногда родители не знают, почему их ребенок не читает, а он в силу особенностей своего развития просто не может нормально воспринимать текст.

Помимо тактильных книжек, рассчитанных в основном на ребят дошкольного и младшего школьного возраста, познакомиться с миром, формой предметов помогают книги, изготовленные техникой рельефной графики.

Рисуется упрощенное изображение, с помощью специальной машины оно нагревается и превращается в рельеф, – поясняет Дарья Бочарова. – Такая технология используется и у нас, и за рубежом. Еще есть технология прототипирования: сначала художник-дизайнер раскладывает картинку послойно и определяет уровень поднятия рельефа, потом иллюстрация печатается на трехмерном принтере. Эта технология позволяет сделать доступной для незрячих даже живопись.

Добавлю: и архитектуру. С помощью 3D-принтера в библиотеке создают макеты зданий, причем не простые, а адаптированные для тактильного «осмотра». Каждая их деталь должна быть не менее 5 мм «высотой», иначе ее нельзя будет прощупать. Поэтому макеты не гонятся за архитектурной точностью, главное – дать человеку возможность понять форму и особенности здания.

– Наша библиотека – это не только информационный, но и образовательно-культурный центр, – говорит Ольга Устинова и просит обязательно сообщить читателям, что они могут рассчитывать и на обслуживание на дому. – Мы понимаем, что не все способны выйти, доехать до нас. И привозим и Брайль, и аудиокниги, и крупную печать, Хочется, чтобы больше людей об этом знали и могли воспользоваться.

https://spbvedomosti.ru/news/obshchestvo/kartinki_dlya_nbsp_nezryachikh/

Прототипирование (послойной модели) получения рельефной картинки в системе Вектор нет проблем. А вот как вывести на 3D-принтер, еще непонятно. Начнем с 3D-ручки – ею будем рисовать рельефные части картинок.

 

Протопилирование - послойная печать.jpg

Печатать еще не пробовали.

Сначала попробуем создать альбом рисунков, отпечатанных на баннере, затем обработанных с помощью 3D-ручки (скульптора) и закрепленного на баннере-холсте с помощью клеевого пистолета. Вот картинки для альбома с 3D-линиями по контуру:

Животные - 7 штук1-гот-гот для печати3.jpg

Стадо животных в доисторические времена

 

путинz.jpg

Буцефал

Арт2-z.jpg

Арт-напитки

Щербинин-z.jpg

Поводырь - отпечатано на баннере  с картины В.Щербинина

 

 

Яйцо в руках-z.jpg

С яйцом страуса (скорее динозавра)

 

Семья-z.jpg

Семья

Здесь и выше картинки представлены в трубчатой коммуникации,
которые можно печатать на 3
D-принтере послойно

 

Глобус-z.jpg

Конь и медведь (на просвет)

Здесь по Брайлю – пупырышками.
Как напечатать на 3
D-принтере? Надо думать

 

Вулкан.jpg   Аркадий-г2.jpg

Страницы альбома с картинками формата А4
в тактильно-трубчатом исполнении
(слева трубы проложены (читаются на ощупь) под картинкой)

 

            Ура! С писателем и зодчим (автор триптихов из дерева) Ивановым опробовали инструменты 3D-ручку и клеевой пистолет для создания трубчатых коммуникаций на картинах, напечатанных на баннере. Сначала наносили линии 3D-ручкой. Все шло замечательно – пластик хорошо ложился на контур картинок, сначала напечатанных на простом принтере на бумаге. Потом сменили пластиковую красную пластиковую нить на зеленую. По инструкции, надо было сменить температурный режим. И что-то запороли – сопло засорилось.
            После этого стали испытывать клеевой пистолет. Задача та же самая – по рисунку проложить трубчатые коммуникации. В тех случаях, где  нужно было поставить пупырышки шрифта Брайля, точки  получилось замечательно; линии плавные, приятные на ощупь и ощущения совсем другие, чем от зрительного видения картины. Правда, расход клея – приличный, но зато пистолет в 10 раз дешевле, чем 3
D-ручка.

            Вывод. В случае 3D-ручки – сопло надо увеличить, в случае клеевого пистолета, наоборот – уменьшить (сделать сменное сопло). Что-нибудь придумаем. Несколько картинок на формате А4 и две картинке на баннере размером 50x60 обработали. Один баннер закрасим черной краской, чтобы вслепую можно  было «читать», что там написано.

 

 

DSC01773z.jpgDSC01775-гот.jpg

Писатель Иванов колдует над 3D-ручкой, справа контур обработан пластиком – пока нормально

 

 

Слева задали  шрифт Брайля, и русские буквы
справа и внизу фигурки рисуночного письма. Закрасим  черным цветом –
«черный прямоугольник» с двойным слоем – такого еще никто не делал.
На ощупь читается хорошо

 

караван3-трубы-z.jpg

Эту картинку по основным линиям также нанесли клеем из пистолета.
Разобрать для слепого, что здесь изображено, сложнее,
однако на ощупь – свой шик, своя аура, своя недосказанность.
К такому способу чтения картин зрячий человек  не прибегает,
а похоже зря, многое теряет – это совсем новые ощущения

 

 

Однако продолжим собирать альбом. Тема в основном: Доисторические времена и их обитатели.

 

Дерево_гусеница.jpg   Бабы.jpg

Дерево и гусеница. Каменные бабы

 

Два носорога.jpg       Бронтозавр-ящур.jpg

 

Яйца-птенцы.jpg     Копье - топор.jpg

 

Мамонт.jpg      Мамонт+несси.jpg

 

Медведь_три гусеница.jpg     Щука.jpg

 

Параход с трубами.jpg     Шупальцы осьминога.jpg

 

 

СССР Бмедведь.jpgСлон.jpg

 

Леопард.jpg     Петух.jpg

 

   Ворона.jpg     Слон на шаре.jpg

 

Прикасаемые.jpg