(отрывки из книги)

 

Пройти по Монголии я задумал в 2008 году, возвра­щаясь из Саян, после очередной встречи с друзьями на земле моих предков в Курагино. Случайно в самолете попалась статья о Фердинанде Оссендовском, который, спасаясь от красных, прошел по моим родным местам в Саянах через Туву в Монголию. Прочитав его кни­гу «И звери, и люди, и боги», я окончательно «заболел» мечтой пройти по его маршруту. В то время я даже не знал, что мой друг путешественник Федор Конюхов уже. разработал проект международной экспедиции «Вели­кий шелковый путь», старт которой намечен на 2009 год. Мне стало известно об этом в начале 2009 года, когда он вернулся после очередной трансатлантической одиссеи. На вопрос, как бы принять участие в его экспедиции «Великий шелковый путь». Ответ Федора Филипповича был прост: покупаешь лошадь и верблюда, оплачиваешь питание в экспедиции - и место в ее составе обеспечено.

...Я купил амуницию: монгольские сапоги с задран­ными носами, седло, уздечку, лошадь за $300, хотя на гра­нице мне за $100 предлагали. Верблюда не стал покупать. Федор тех верблюдов, которые шли в караване пустыми, постоянно загружал кирпичами, готовя их для перехода по России. Так что, я мог ехать на этих верблюдах. Вот так я оказался в международной экспедиции «По вели­кому шелковому пути».

                                                    

Монголы - участники экспедиции - мне понрави­лись, я с ними подружился, как и со всеми другими участ­никами. Жаль, не выучил побольше слов по-монгольски, хотя в большей части понимали друг друга без слов. В экспедиции мне, признаюсь, было трудно, в основном физически - почтенный возраст, недостаточная физическая подготовка и высо­та, па которой мы шли по плато Монголии. Но в то же время увиденное явилось откровением, увидеть образы, лики и сцены участников великих битв и пере­селений народов.

С Федором Конюховым мы знакомы давно. Из нашего Морского универси­тета он начинал свои первые морские путешествия, здесь же проводил свои пер­вые персональные выставки. Подружились мы с ним, правда, позже, когда он готовился со Шпаро на Северный полюс. Он тогда находился на творческой даче «Челюскинская». Я тоже туда приехал и спросил у вахтера, есть ли кто-нибудь из Владивостока, чтобы у него переночевать.

- Федор Конюхов же здесь, у него и остановишься, он все равно спит на бал­коне в 30-градусной мороз.

Вот тогда мы и подружились. Федор приглашал меня на их трениров­ки со Шпаро. Я согласился, но потом ретировался, понял, что холод Ар­ктики не для меня. Потом мы несколько раз пересекались в Доме творче­ства «Челюскинская» (я тогда учился в аспирантуре в Ленинграде и часто бывал там) и во Владивостоке в нашем Морском университете (тогда Мор­ское училище). Но более плотно мы работали с ним при подготовке к его восхождению на Эверест. Я познакомился с ленинградскими альпинистами - группой Глушковского, когда Федор еще совершал кругосветное плавание на яхте «Караана». Договорился, что они берутся за подготовку Конюхова к одиночному восхождению на вершину мира. В группу Глушковского вхо­дили известные альпинисты: Трощиненко, Арсентьев, Белобердин, покорив­шие уже Эверест. Так получилось, что я «женил» Федора без его ведома - то есть, он не знал, что включен в команду, и что подготовка к экспедиции уже началась. Я об этом пытался сообщить ему через его жену, отправив­шуюся на встречу с ним в Австралию к его финишу из кругосветного пла­вания, по она этого не сделала. В итоге, вместо того, чтобы подключиться к запланированной подготовке на Тянь-Шане, он отправился с австралийцами на машинах через Советский Союз в «красную неизвестность». И это спасло его и меня (я планировал тоже попасть в лагерь альпинистов) - случилась трагедия: 40 человек группы Глушковского погибла от обвала при землетрясении. 50 лет альпинисты останавливались в этом месте, и ничего подобного не было, и вот трагедия. Живые чудом остались Глушковский и его жена: они отправились в аул, чтобы написать нам письмо, Белобердин, ушедший в горы на разведку, Арсентьев (погибший потом со своей женой американкой на Эвересте).

После такой трагедии у многих бы опустились руки, однако только не у Федо­ра. Он в память о них, начинает подготовку: в Италии встречается с известным альпинистом Месснером, совершившим одиночное восхождение на Эверест; в Непале покупает лицензию на восхождение и, наконец, с тольяттинской груп­пой осуществляет задуманное. Я вспомнил об этом к тому, что не так легко дают­ся спортивные экспедиции. Еще тогда Федор Филиппович заявлял, что планирует обогнуть Землю в одиночку три раза без захода в порт. Это ему удалось - он пять раз обогнул земной шар.

Другой подвиг Федор совершил, когда на шлюпке в одиночку пересек Атлан­тический океан. Тогда он улучшил мировой рекорд француза сразу на 11 суток, пройдя более 5 тысяч километров за 45 суток. Потом в нашем пути по Монголии я шутил, что Федор знал из древних источников, как по выбранному пути про­ходит мощное течение, по которому можно, не гребя, пройти весь путь за 50 су­ток. То есть получатся, что он греб всего 5 суток, а остальное время отдыхал. На что Федор отвечал: попробуй выбери время старта и направление, чтобы пройти этот путь за такое время - это еще никому не удалось. И то правда, после Федора мир как сдурел - десятками бросились покорять его рекорд, но до сих пор не удалось никому. И вот пересев на лошадь и верблюд, Федор стал тихоходом - преодолеть полторы тысячи километров по Монголии за пятьдесят дней, вместо того, чтобы по морю за это время проплыть пять тысяч. Однако не зря сказано, что тот, кто пройдет по пустыне, станет мудрее в тысячу раз и что он постигнет такие тайны, которые человеку не доступны при других путешествиях. Не зря паломники стремятся на святые места пешком или на верблюдах, яках и лоша­дях через перевалы Тянь-Шаня и Гималаев.

...В западном мире, особенно в США, проявляется особый интерес к реор­ганизации древних транспортных коридоров, некогда связывающих мир. Реа­лизован проект «Великий Ближний Восток», планируется реструктурировать евразийское пространство, по территории которого проходил когда-то коридор Великого шёлкового пути.

Американский геополитический проект явно прослеживает экономиче­ский и военный контроль над бывшими советскими республиками Закавка­зья и Центральной Азии. Из этих стран должен формироваться азиатский «са­нитарный кордон», призванный разделить Россию, Китай и Иран. Кроме уже существующих государств планируется сформировать новые: Южный Азер­байджан, Маньчжурия, Великая Монголия (объединить современную Монго­лию, Внутреннюю Монголию Китая, Туву и Бурятию России). Средняя Азия - потенциальная машина денег, которая разовьется с открытием главной до­роги и ж/д путей вдоль Средней Азии. Считается, что сухопутный маршрут со­кратит время в пути от Китая до Европы от 20-40 дней но морским маршрутам к 11 дням по суше.

США, их кредитные и военные учреждения готовы применить всю сово­купность средств для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места Евразии в другое. Т. е. под протекторатом Соединённых Штатов Америки, а также его финансовых инструментов - в частности, с помощью все­возможных всемирных банков - создаётся полюс управления транспортными потоками Евразии, а, следовательно, и самой Евразии. В этом направлении мно­гое делается и сделано.

Во время нашей экспедиции 24 мая на выборах в президенты Монголии победил лидер Демократической партии Элбэгдорж. Он учился в США и счи­тается прозападным политиком. За два премьерских срока он принимал пре­зидента США Джорджа Буша, ввел обязательное преподавание английского в школах и вузах вместо русского. Полученные (или обещанные) Россией со сто­роны Монголии лицензии на разработки крупнейших монгольских угольных и медно-золотых месторождений ничего не стоят. Основный уставной капитал этих разработок уже принадлежит США, Канаде, Японии, Южной Кореи. Мон­голия может начать и запуск американского проекта «Новый шелковый путь» (New Silk Road).

Абрис «Нового шёлкового пути» (таким, каким его видят из Вашингтона) го­тов. Реализация этого проекта ведётся медленно, но решительно и поступатель­но. Вот что такое «Новый шелковый путь» (New Silk Road) и глобальный план переустройства Евразии.

В качестве хоть какой-то альтернативы New Silk Road 13 Мая премьер-министр России Владимир Путин дал старт экспедиции Фёдора Конюхова «По Великому шёлковому пути». Это северный путь с востока на запад. Но есть и об­ратный путь - с запада на восток к нам на Дальний Восток и странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Это путь Великих переселений народов. Он не так при­влекателен, как New Silk Road, но он может оказаться альтернативой, чтобы не потерять Туву, Бурятию, Монголию, Китай, Корею. В этом плане не зря запу­скается строительство железной дороги, связывающей Саяны с Тувой и далее с Монголией. В свое время была попытка создать такой путь - БАМ, но мы зна­ем, что из этого вышло.

Наша задача повернуться к проблеме восстановления транспортной арте­рии Великих переселений народов по границе перечисленных стран. Сейчас по анализам ДНК известно, что индейцы Америки - это метисы азиатских народов и европеоидов, когда-то живших на стыке этих стран, в частности, на Алтае и в Саянах. Осветить вопрос, как это происходило, что двигало людьми, явля­ется нашей задачей, в частности, и предстоящего похода парусника «Надежды» вокруг пантеона Тихого океана.

Сейчас все постепенно встает на свои места. Генетика свидетельствует не в пользу сторонников мультирегионального происхождения человека. Наш вид произошел недавно, и те останки, которые находили в Азии, Америке, всего лишь следы прежних волн расселения из Африки и Европы.

...Есть гипотеза, что люди пришли с севера. Сейчас это подтверждают гене­тические исследования. Уже выяснено, что предками индейцев Америки явля­ются монголы, тувинцы, кеты (сейчас живущие на севере по Енисею), у которых хромосомы по женской линии совпадают на 45, 50, 75 % соответственно. Вот мужская линия индейцев - европеоидная - имеется только у кетов. Получает­ся, что при миграции из Сибири люди с европеоидной хромосомой затерялись.

Потому еще не ясно, откуда праматерь и праотец попали в Африку 20-40 тысяч лет назад.        

...

Всякий раз, когда пространство среды увеличивалась, осваивалась охота, возникали земледелие, скотоводство или заселялись новые территории - чис­ленность людей возрастала. Успехи науки и техники позволили увеличить пло­щадь обрабатываемых земель в 2-3 раза, а урожайность в 7 раз. В результате на­селение Земли увеличилось еще в 20 раз.

10 тысяч лет назад на Земле было 10 миллионов людей; к началу нашей эры их стало 200 млн; к 1650 г., условному началу промышленной революции,- 500 млн; к XIX в.- 1 млрд; в начале XX в.- 2 млрд. Сейчас нас почти 7 млрд, и цифра увеличивается на 2 % в год. Чтобы достигнуть первого миллиарда, человечеству понадобилось более миллиона лет. Второй миллиард был достигнут за 100 лет, а седьмой - уже за 4 года. Все это время рост численности строго следовал экспо­ненте с одними и теми же коэффициентами, т. е. был тем же. Сейчас происходит «демографический взрыв», и его отрицательные последствия стали очевидны ~ возможно, и сегодняшний кризис. Человечество растет на 2 % в год, удваиваясь каждые 35 лет.

Итак, как мы поняли, причиной миграций народов в основном являлось перенаселение Средиземноморского пантеона. Особенно поражает постоянство сохранения культа строительства пирамид и курганных захоронений. У индей­цев он не мог возникнуть сам по себе; чтобы возводить такие курганы и пира­миды, нужна мощная организация, техника перемещения земли, камней, обте­сывание их, причем, культура. В курганах поражает наличие артефактов, явно европейского происхождения. Майская и ацтековские цивилизации - возмож­но, 2-я волна миграций - европеоидов, которые, смешавшись с индейцами, дали им такой всплеск, а может, и не смешались - ацтеки были просто европейцы.

Изучение географического распределения типов ДНК-маркёров и анализ их мутационных взаимосвязей позволили доказать справедливость монофилетической гипотезы - то есть единого происхождение от одной линии предше­ственников. Их изучение помогает реконструировать миграционные события не только далёких тысячелетий, но и последних веков. Например, эпоха вели­ких географических открытий XIV-XVI вв. способствовала развитию контактов с неведомыми ранее жителями отдалённых земель. На кораблях были только мужчины, и сейчас генетические исследования аборигенных народов Африки, Океании и Америки показывают присутствие в их ДНК значительной доли ти­пов Y-хромосомы, характерных для европейцев.

Например, история развития транстихоокеанских транспортных сообще­ний между Азией и Америкой, поиски истоков коммуникативных связей нераз­рывно связаны с вопросами заселения Американского материка и последующих палеоконтактах древних народов Азии и Америки....

...Мы прибыли в Иркутск в 18 часов. Меня встречают друг Владимир Щер­бинин и его подруга Люция. Поехали в Иркутск на железнодорожный вокзал. Созвонились с Александром Заикой - он уже в Иркутске, покупает газовые бал­лоны для плитки. Наш план - автономно съездить в пустыню Гоби, в Долину ди­нозавров. Купили билеты до Наушков ~ отправление в 21 час. Заика и Щербинин из одного вуза - один там учился, другой там работает. Едем в купе, плацкарты не было, стоимость билета 2000 рублей. В купе едут муж и жена - буряты из На­ушков. Мужик работает в Монголии экспедитором. Нас «обрадовал»: в Наушках и Кьяхте визы не оформляют уже два месяца - постановление МИД Монголии. С чем связано все это, непонятно, может, в связи с приездом Владимира Путина в Монголию, а может, что другое. Надо возвращаться в Улан-Удэ - а там три дня праздников, однако едем вперед наудачу, не возвращаться же.

Перед Наушками решил поискать монголов - их расспросить. Попал в международный вагон. Проводница Наташа заверила, что нас перевезет через границу, поможет и с визой, среди монголов у нее есть знакомый - он сделает. Проезд российской границы - получился без проблем. Написали расписки, что претензий не имеем, если монголы нам не дадут визы. В Сухэ-Баторе начались все неприятности. Иммиграционный контроль - симпатичная монголка - ни в какую не пропускает; не положено. Однако пообещала помочь: мол, выходите прямо на начальника - он утром будет на службе. Тут же взяла шефство над нами: устроила в гостиницу. Номер на двоих стоит по 250 рублей с человека, телевизор. Купила нам симки, тут же их активировала - молодец. Звоним в Улан-Батор нашему знакомому Саранжаву - и он говорит, что нам надо возвращать­ся и получать визу в Улан-Удэ. Мы не сдаемся. Монголка взяла наши паспорта и велела завтра с утра зайти в службу и просить начальника сделать нам визу. Мы так и сделали - утром в 9 часов были уже там. Наши визитки, книги - мои и Заики по археологии - расположили начальника к нам. Он даже предложил лошадь за 100 долларов из своего табуна. Но все равно идут проволочки. Опять звоним Саранжаву, который на этот раз вышел на начальника иммиграционной службы уже в Улан-Баторе. Еще бы немного, и мы вышли бы на президента Мон­голии. Однако все сработало, таможня дала добро, визы оформлены. Началь­ник сам посадил нас в такси - взяли по тарифу, ехать надо сначала до Дархана (по 7 тысяч тугриков), потом до Улан-Батора - 20 000 тугриков.

...По площади Монголия превосходит территорию Украины и Белоруссии вместе взятых, обладая населением всего около 2 миллионов человек; половина этого населения проживает в Улан-Баторе, который часто называют просто - Город. Административно страна делится на 24 аймака; центры аймаков - город­ки с населением 10-20 тысяч человек, напоминающие наши райцентры.

В Монголии стоит посетить Хархорин - руины чингисхановского Карако­рума и монастыри Эрденезуу и Шант Хиид; Зуумод - священную гору и мона­стырь; озеро Хубсугул.

Лучшее время для посещения Монголии - июнь, июль и август. В это время происходят фестивали, соревнования по национальной борьбе и скачки. В сен­тябре уже становится холодно, а конец осени и зима - это для любителей экс­тремального туризма. Уже в конце октября выпадает снег, а температура может опускаться до -25 и ниже. В сочетании с пронизывающим степным ветром эта погода переносится весьма тяжело.

Монголы очень гостеприимны. Вы можете остановиться на ночлег почти в любой юрте. Количество обитателей юрты чаще всего не имеет значения. Для того чтобы расположить их к себе, можно показать им фотографии из России или подарить какие-нибудь открытки или другие сувениры. Вполне вероятно, что и вы получите в ответ какой-нибудь монгольский сувенир.

Монголия в последние годы стремительно развивает свой туристический потенциал. Основное направление - экотуризм. Российские «вольные путеше­ственники» составляют здесь ничтожную часть.

Основные туристические достопримечательности за пределами столицы -это или монастыри, или природные объекты. Большинство монастырей было разрушено в 1937 году; в лучшем случае разрушения избежали немногие здания, превращенные в музеи. Теперь на их месте новоделы - множество из ныне дей­ствующих монастырей было заново отстроено в 1990 - 2000-х годах, этот про­цесс продолжается и в настоящее время. Цена билета в музей в столице для ино­странца - 3500 тугриков, студенческого - 1000.

Многие монголы могут говорить по-русски. Некоторые учились в России или работали. Иногда можно встретить одиноко стоящую юрту в горах, чей хо­зяин окончил какое-нибудь педагогическое училище где-нибудь в Архангельске или в Киеве. Однако всем монголам нравится, если вы знаете несколько фраз по-монгольски.

Часто в Монголии можно встретить возле дороги обо - святое место, где живут духи. Среди монголов здесь принято остановиться, попросить духов об удаче и пожертвовать им что-нибудь - деньги, вещи, сигарету, камень или по­брызгать водкой. Строго запрещается брать что-либо из жертвенного кургана, даже если лежащие вокруг деньги подбивают вас на подобный неблаговидный поступок. Такие обо чаще всего расположены возле опасных мест дороги и, как считают, оберегают путешественников. Монголы не любят копаться в земле и считают, что земля принадлежит мертвым. Среди монголов даже популярны сапоги с загнутыми носами, чтобы вообще не цеплять землю. Именно поэтому археологические раскопки ведутся в Монголии крайне вяло и не слишком одо­бряются правительством и местным населением.

Со стороны Улан-Удэ въезд в город прямо по главной улице - Энхтайвану гу-дамз - проспекту Мира. Достаточно никуда не сворачивать с нее, и вы попадете прямо в центр города. На центральной площади можно увидеть колокол Мира, памятник Сухэ-Батору и мавзолей с его телом. Сейчас вход в мавзолей закрыт. В Улан-Баторе можно найти множество музеев. Интересны музеи Истории и Естествознания. Вход платный, но мудрецы могут пройти по справке или про­сто так. Существует также несколько интересных ламаистских монастырей...

...У меня задание - взять пробы песка пустыни Гоби. Для этого пришлось подключить Саранжава - его фирма там занимается изыскательскими работа­ми, хотят на промышленную основу поставить добычу урана. Поехал с нами и Федор Конюхов. Он уже был здесь - подыскивал в пустыне Гоби верблюдов.

Попасть в Долину динозавров не так просто - 1000 км только в одну сторону. Другая неприятность - это всепроникающая пыль, она покрывает не только все вещи и машины, но и все внутренние органы человека. Именно с такими труд­ностями предстоит встретиться Федору в следующем году, когда он пойдет по пустыне Гоби. Редкие колодцы в пути были когда-то настоящим праздником для путешественников: возможность попить, пополнить запасы воды, постираться, помыться. В колодцах вода была чистой, и они были расположены в 12-14 часах ходу в день. Сейчас на это рассчитывать не приходится. Мотоциклы и джипы. И чаще вода только та, что с собой. Температура на солнце под 60 градусов. Тени нет. Здесь все фантастические картины выполнены главным художником природы - ветром. Материал - миллионы тонн песка. Обрывистые склоны со столбами из песчаника; причудливые формы выветривания осадочных пород; природные монументы, напоминающие египетских сфинксов; зубчатые стены, башни, бойницы создают впечатление искусственных крепостных стен и разва­лин. Нэмэгэт - одно из немногих мест на Земле, где наступает просветление со­знания. Кто-то выразился: «Мы здесь не начинаем думать по-другому, а переста­ём думать». Нэмэгэтинская впадина - дно древнего водного бассейна, всемирно известное кладбище динозавров. Из-за размыва и свирепых ветров ископаемая фауна оказалась почти на поверхности. Первой, кто открыл эти места, была экс­педиция Ивана Ефремова в 1946 году, которая открыла всему миру кости драко­на. Палеонтологи всего мира считают Гоби кладовой окаменелых яиц и целых скелетов динозавров.

Мы проскочили 1000 км так быстро, что многие красоты не заметили. Одна­ко добрались за день до самой долины, поставили палатки, и от усталости уже не было сил готовить еду. Однако Саранжав, оказывается, запасся отварным мясом барана. Не прошло и получаса, как «шашлыки» - большие куски мяса, обжарен­ные паяльной лампой, приправленной спиртом, - были перед нами. Ели мы уже в темноте, но в пустыне Гоби красоту, - тишину ночи нельзя передать словами: начинается такое просветление, что действительно перестаешь думать...

Наутро в первую очередь бросились искать останки динозавров. Благо, эти места нам показал хозяин - якобы смотритель долины, единственная юрта кото­рого стояла на въезде в долину Нэмэгэт.

Покопавшись с полчаса, я обрадовал друга находкой:

- Федор Филиппович, ищи окаменелое яйцо, это считается особой удачей. Я нашел! Смотри! Вон под той плитой, мне биорамки помогли.

- Ну-ка покажи! - Федор не верит.

- Вот смотри!

Не стал я переубеждать его, что яйцо это я за 100$ в соседнем селении купил, где мы останавливались, чтобы водой запастись.

- Как ты вывозить будешь? - Федор еще не верит моей удаче. - За право ко­пать, надо платить монгольским властям.

- Я же не копал, а на поверхности нашел, только камень-плиту отодвинул.

...Хархорин (древнее название Каракорум) известен двумя историческими достопримечательностями. В течение 40 лет в XIII веке здесь находилась столи­ца империи Чингисхана Каракорум (впоследствии столицу перенесли в Пекин, а в конце XIII века город был до основания разрушен). А в XVI веке неподалеку был выстроен один из главных буддистских монастырей Монголии Эрдэнэ-Зуу. Монастырь, ныне восстановленный и действующий, является одним из наибо­лее посещаемых туристами мест. Что касается древнего города, некогда пора­жавшего своим великолепием, от него уцелело немного: недалеко от северных ворот монастыря туристам показывают большую каменную черепаху, одну из четырех, в своё время находящихся по периметру городской стены. На месте города сейчас находится голая степь; в настоящее время там в двух или трёх местах проводятся археологические раскопки, выявившие несколько дворцовых помещений первой столицы, В Хорхарине мне лама подарил оберег - первый знак мантры. «Ом мани падме хунг». Знак дает силу и помогает в дороге .