Юкио Кондо

Валерий Болотов

БОЖЕСТВЕННАЯ

ФРАКТАЛ-МОНОТИПИЯ

мастер-класс

http://old.msun.ru/Vector/Work/Work.htm

 

* Картины- монотипии В.Болотова и Ф.Конюхова см

С Федором Конюховым по Монголии (pdf)

Лик Христа на плащанице — тоже своего рода монотипия!

Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.

Великанов, Юрий Петрович. Экскаватор. 1932. Бумага, монотипия.

Кругликова, Елизавета Сергеевна. Париж. Букет роз. 1911. Бумага, монотипия.

материалы и инструменты для изготовления моготипии могут быть самыми разнообразными!

 

Монотипия — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Техника свободы и Божественного вмешательства!  Два слова: «моно» и «типия». (от «моно» - один и греч. «τυπος» — отпечаток, оттиск, касание, образ...).

Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание...... наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!

Первыми монотипистами были древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер... Лик Христа на плащанице — тоже монотипия! Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе...

Данная техника таит в себе необычайно богатые возможности с элементом свободы и ожидания того непредсказуемого результата, который получается. Однако непредсказуемостью можно управлять.

Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе "Амбасадор"»).

При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный (стоха) характер.

В семидесятые годы прошлого столетия американский математик Беноит Мандельброт написал книгу по фрактальной геометрии (Benoit Mandelbrot, The Fractal Geometry of Nature, 1983). Она сразу же стала бестселлером в научном мире, а самого его автора стали величать «Эвклидом ХХ века». Под фракталами понимаются геометрические фигуры, состоящие из последовательно уменьшающихся фрагментов, повторяющих (хотя бы приблизительно) исходную фигуру. Мандельброт показал, что большинство объектов природы и космоса являются фракталами (растения, облака, горы, береговая линия, снежинки, галактики и др.). В этой книге (ее еще называют манифестом Мандельброта) есть интересный рисунок - фрагмент картины «Потоп» Леонардо да Винчи, на котором Мандельброт обнаружил фрактальные структуры.

В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введен термин «фрактальная монотипия».

Фрактальная природа монотипии была обнаружена химиком В. М. Лившиц и математиком В. В. Скворцовым, независимо друг от друга. Ими же был предложен и термин «фрактальная монотипия». В 1981 г. в г.Кохтла-Ярве (Эстония) состоялась первая выставка фрактальных монотипий художницы Леа-Тути Лившиц (1930-1999).

Для монотипий применяется: акварель, гуашь, темпера, акрил, маслянные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями так и в чистом виде — в зависимости от задач. Многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов-цинк-медь-сталь-латунь. Стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень!!! Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала задачам и целям.

Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами.

Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.

Виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные виды — от простой до офортной, цветные бумаги, пластик, фанера, камень, стекло, металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии.

Направления развития монотипии — «фрактальная монотипия».

Первый способ. Берете выбранную твердую поверхность, в творческом трансовом порыве наносите краску нужным Вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если Вы будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.

Второй способ. Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют маслянные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!

Третий способ.  Пишете художественное произведение маслянными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.

Четвертый способ. Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.

Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если Вы не уверены, в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать Ваше произведение на листе то, до того, как Вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее, Вы начинаете рисовать то, что Вы наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую Вы хотите получить.

Пятый способ. Наливаете в ванночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное : перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим.

Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе.

Шестой способ — смешанная техника. За базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.........

Способы извлечения монотипии из пространства.

Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!  Евгений Ковальчук.

Материалы:  Стекло или пластик  резиновый валик или скалка газеты ватман А3  масляная краска  шпатель  эскиз рисунка  скипидар (разбавитель№4)  чистая тряпка.

Этот метод рисунка ввел британский художник-пейзажист Александр Козенс в конце XVIII столетия, позаимствовав идею у Леонардо да Винчи. В книге, изданной в 1786 г., Козенс предпринял попытку показать, как художники могли бы использовать пятна чернил, чтобы помочь воображению и освободить себя от формального шаблонного подхода к рисованию, который в те дни был более распространен, чем сегодня.

Идея заключалась в том, чтобы использовать случайные формы вместо того, чтобы работать в предписанной концепции пейзажа, изображения человека и т.п. Козенс полагал, что группа более или менее случайных пятен вполне способна наметить формы, которые в дальнейшем послужат основой рисунка, и продемонстрировал свой метод с помощью кисти и чернил на примере весьма эффектных произведений.  

Идея использования случайных эффектов хорошо знакома большинству акварелистов, которые быстро учатся превращать пятна и кляксы в удивительно эффектные находки, придавая своим произведениям неповторимую оригинальность. Использование произвольных форм предъявляет повышенные требования к воображению, поскольку необходимо постоянно видеть цель сквозь ряд подобных, не связанных между собой изображений и уметь находить способ их превращения в осмысленную композицию.

Это может быть как абстрактная, так и реальная композиция – нет никаких правил и запретов в этой методике, что делает ее необычайно привлекательной, а работу с ней такой захватывающей. Просто нанесите ряд пятен и позвольте воображению «побродить» среди «всплывающих» в вашем сознании визуальных ассоциаций. В результате вполне можете натолкнуться на что-то весьма неожиданное и удивить самих себя.

Материалы для работы: -бумага плотная –чернила –кисти

Развитие рисунка

Художник начинает с произвольного разбрызгивания чернил, стряхивая их на бумагу с полной кисти.

 

Рисунок кистью

 

Затем он удаляет некоторые излишки чернил, промокая их другим листом рисовальной бумаги.

Рисуем кистью

Брызги чернил составляют основу предполагаемого предмета изображения. Поэтому он использует сначала перо и чернила, а затем маленькую кисть, чтобы определить фоновые деревья и древесный пень на переднем плане.

08.09.0024

Для обеспечения фактуры и привлечения интереса к переднему плану тонким пером  прорисованы кустики травы и кистью – линия камней. Теперь используется метод сухой кисти (на ней совсем мало чернил), чтобы добавить тени ниже травы.

08.09.0025

Для создания дополнительной фактуры на фоновых деревьях влажные линии чернил протерты пальцем.

 

08.09.0026

 

Законченный рисунок показывает, как первоначальные пятна чернил обеспечили основание для оригинальной композиции. Обратите внимание также на привлекательную фактуру, проступающую на древесных пнях переднего плана путем нанесения пятен на начальной стадии.

 

Законченный рисунок чернилами

 

В таких работах огромное поле для фантазии и творчества!

 

Козенс художник пятен и монотипий из России

 

Александр Козенс. Его устремлением стало создание своеобразной «энциклопедии» пейзажа. Он выделяет 16 типов ландшафта, 32 типа деревьев, 20 способов различного расположения облаков. Систематизирует все, что так или иначе связано с пейзажным искусством, и охватывает весь его «алфавит», начиная от классификации основных элементов композиции и воздействия природы на состояние человеческого характера, и заканчивая сугубо техническими моментами, связанными с процессом приготовления чернил, бумаги и даже способом транспортировки красок в специальном ящичке.

Родился в России, прожил почти всю жизнь в Англии, два года провел в Италии. Он не раз огибал Европу на корабле, видел «мраморные скалы Норвегии» и берега Северной Африки. К личности Козенса можно отнести слова о Леонардо да Винчи, чье наставление Александр закладывает в основу своего «нового метода». Для Леонардо также характерна, с одной стороны, «открытость каждому неустойчивому и ускользающему образу: рассеивающийся туман, причудливые облака, плесень, рисующая странные арабески на стенах. С другой - устремленность к числу, абсолютной достоверности». Однако не следует забывать, что теории Козенса, порожденные эпохой Просвещения, принадлежат не только художнику, но и преподавателю, для которого систематизация элементов пейзажа обусловлена конкретной, практической целью упростить учебный процесс.

Биография художника имеет множество домыслов и фантазий. Историографов привлекала легенда о том, что художник, родившийся в далекой России, был незаконнорожденным сыном Петра I. Художник постоянно занимает «промежуточное» положение будучи то «сыном Петра», то «отцом Джона Роберта». Для англичан он до конца жизни останется «гениальным иностранцем»; в русских источниках он находится в тени своего отца - Ричарда Козенса, корабельного мастера и сподвижника Петра Великого.

Александр Козенс родился в 1717 г. в России и был первым из шестерых детей корабельного мастера Ричарда Козенса (Козенца). Документы позволяют установить две точные даты в биографии Александра Козенса: год его рождения (1717) и год отъезда в Англию (1727).

Отец художника Ричард Козенс (1674-1735) приехал в Россию в 1700 г. молодым корабелом по приглашению Петра I, с которым познакомился в 1698 г. во время визита российского государя в Англию, «царь, по справедливости предпочитая в деле судостроения и снаряжения кораблей порядок, убедил корабельных мастеров следовать за ним… Ричард Козенс более двадцати лет провел в России с 1712 до 1733 г. В Петербурге были заложены корабли «Москва» и «Ингерманланд». В год рождения Александра его отец работал над постройкой судов «Св. Петр», начатого в 1716 г., и «Нептунус», который был спущен на воду 15 июня 1718 г. В 1717 г. Ричард Козенс был в столице, где и появился на свет его первый сын Александр.

В России Ричард женился на русской девушке, от которой у него родились шестеро детей. В ранних английских источниках Александра называли «русским по рождению». Детство Ричарда Козенса прошло в Петербурге «под гром пушек и стук топора», и нет сомнений, что Александр и его младший брат, Петр, были названы в честь первого столичного губернатора Александра Меншикова и российского самодержца Петра Великого. В ту пору Ричард Козенс находился в зените своей славы и был особо приближен к государю. В 1723 г. Ричарду было присвоено звание капитан-командора, получал он тогда  1000 рублей в год...

В собраниях Эрмитажа находятся три альбома, связанные с именем Александра Козенса. Его наследие поражает:  десятки музеев Европы имеют его работы. Он делает «столько композиций, сколько позволит время». Козенс пишет о градации оттенков (л. 4), быстрых зарисовках в путешествии (л. 12, 14), пытается найти способ изображения «цвета и света, как в летний день» (л. 5), замечает, что «в природе есть два вида света и тени: естественный, то есть когда солнце светит без облаков; случайный, то есть когда на него воздействуют облака, и т.д.» (л. 71).

Козенс был «полон систем, как Вселенная», осознав, что практическое решение пусть даже сугубо технического вопроса сложно осуществить без его теоретической проработки.

Знаменитый «метод пятен».

К 1759 г. относится первое сочинение Александра Козенса - «Опыт для облегчения изобретения пейзажей, предназначенный изучающим искусство» Здесь Александр впервые обосновывает свой знаменитый «метод пятен».

Принадлежность «Опыта...» Александру долго подвергалась сомнению, поскольку уже в 1824 г. Р. Уотт упоминает сочинение как анонимное, и даже после многолетней истории изучения творчества Козенса этому мнению по-прежнему следует П. Оппе. Отсутствие у британских ученых возможности работать с этим изданием исключило анализ «Опыта» из всех исследований, посвященных Козенсу, до середины 1980-х гг., когда К. Слоун получила доступ к его альбомам в Эрмитаже.

Обстоятельства, подтолкнувшие Козенса к изобретению «метода пятен», подробно изложены в «Новом методе». Некто указал ему на схожую идею в «Трактате о живописи» Леонардо да Винчи, переведенном и опубликованном в Англии в 1721 г.:

«Среди прочего я не премину предложить новый метод, способствующий изобретательности, который, хотя и кажется незначительным, может, тем не менее, оказать значительное подспорье в раскрытии ума, побуждая его к новым мыслям. Так, когда ты смотришь на старую стену, покрытую пятнами, или на груду камней, то сможешь там обнаружить нечто наподобие пейзажей, сражений, облаков, необычных поз, смешных лиц, одежд и проч. Из этой массы предметов разум может извлечь обилие совершенно новых замыслов и сюжетов».

Козенс, развивая эту идею, предлагает не выискивать, как он выражается, «намеки» на пейзажную композицию на стенах или в других местах, а создавать их искусственно прямо на бумаге, имитируя хаотичные нагромождения форм, подобные тем, которые случайно возникают в природе. Так родился знаменитый метод... Однако способ Александра вызывал не всегда однозначные отклики: о нем отзывались либо с насмешкой, либо со снисходительным юмором. Козенс в таких случаях ссылался на Леонардо да Винчи, который обращается к читателям со следующими оправданиями:

«Не презирай этого моего мнения на пятна на стене или на пепел огня, или на облака, или на другие такие же места, в которых, если ты хорошенько рассмотришь их, ты найдешь удивительнейшие изобретения, чем ум побуждается к новым изобретениям, будь то к композициям битв животных и людей или к различным композициям пейзажей и чудовищных предметов, как-то дьяволов и тому подобных вещей, которые станут причиной твоей славы, так как неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям...».

Подобное наставление есть у средневекового китайского художника Сунг Ти, поразительно напоминающее подобные рекомендации Леонардо (скорее наоборот - Вб) «долго рассматривал стенку, в течение продолжительного времени и извлекал оттуда конные сражения и невиданные фантастические города и обширные пейзажи; подобным же образом разглядывал он и облака на небе».

 

Упражнение 1. Создание дерева и инициатора как группы.

Фрактал двумя итерациями получен в диалоге

 

МК Инициатор «Дерево». Сделали задание наклон веток в диапазоне наклона через точку  в  z  начальный диапазон, в y – конечный. Поэтому, чтобы нарисовать наклон веток влево указываете  z=15 y =90 задаете точки и обращаетесь к МК «Инициатор.vbs», влево, указываете диапазон в точке z=90, y = 165 и опять к МК «Инициатор.vbs». Полученные стержни веток попадает в одну группу. Далее выполняете команду Нач.геом->Преобразования->Фрактал, указав генератор -> группу «Инициатор».     

    

 

Последовательность построения за три итерации фрактала «Дерево».

Генератор можно как задавать полилинией, так к нему цеплять картинки любого формата, которые попадает на инициатор, масштабируются и наклоняются согласно в ней линий (отрезков в ней).

В МК Инициатор добавили возможность задавать отрезки заданной длины (длина случайная, если длина отрезка равно нулю); угол постоянный, если углы начала и конца диапазона совпадают. 

 

Фрактал точек в отрезки. Параметры в точке x-длина отрезка, y,z – диапазон наклон  отрезков.
При повторном запуске объект «Точка» в структуре должен находится выше группы точек

 

Упражнение 2. Случайно задав  точки  на экране, получить из них случайные отрезки. Формирование отрезков группы инициатора решаем, задавая наклон веток на свое усмотрение, через макрос "Инициатор.vbs".

 

Задавая генератор, размещая в группе  инициаторы (отрезки), дублируя,
изменяя толщину вплоть до 10000,  опять дублируя, масштабируя, делая облака,
 импортируя самолеты и применяя фильтры в фотошопе,
студенты за занятия сделали множество картинок.

 

 

 

 

 

  

   Чем не монотипии – картины от пятна по Козенсу

 

Создание пятен (облаков) из набора точек

увеличить толщину, случайно задать цвет, один цвет

 

Конформные преобразования (МК 7.23) из единичной окружности и наоборот

При преобразовании объекты (точки) становятся разряженными

 

Упражнение 3. Написать МК «Инициатор случайных точек» в диапазоне длины и ширины  от -5 до +5. Привести пример.

<Инициатор случайных точек.vbs>

n51= LastNmb

for nt =0 To 50 step 1

                Randomize

                x = rnd(1)*(-5-5)+5

                y = rnd(1)*(-5-5)+5

                z = 0 ' rnd(1)*(-5-5)+5

                Ngpoint.ss p(x,y,z)

Next

n54= LastNmb
MoveToGroup n51+1, n54+1, "Инициатор"

Точки задаются автоматически в квадрате 5х5 расположились случайно

 

 

Упражнение 4 Написать МК «Толщины и цвет случайно» групп, привести пример.

Инициатор толщина и цвет случайно для группы.

 

                                                                                              n1 = LastNmb

CurrObjNmb = n1

Randomize

Rbig=200

Rend=250

r = rnd(1)*(Rbig-Rend)

Gbig=200

GGend=250

g = rnd(1)*(Gbig-Gend)

Bbig=200

Bend=250

b = rnd(1)*(Bbig-Bend)

SetColor r, g, b

hbig=77

hend=900

h = rnd(1)*(hbig-hend)

Width = h

 

Ранее заданная группа точек окрасилась случайно

 

Упражнение 5 Написать МК «Толщины и цвет точек случайно в группе». Привести пример.

 

' VbsMsg "Точки случайно цвет и толщина"

n51= LastNmb

for nt =0 To 50 step 1

                Randomize

                x = rnd(1)*(-5-5)+5

                y = rnd(1)*(-5-5)+5

                z = 0 ' rnd(1)*(-5-5)+5

                Ngpoint.ss p(x,y,z)

                Randomize

                Rbig=100

                Rend=250

                r = rnd(1)*(Rbig-Rend)

                Gbig=100

                Gend=250

                g = rnd(1)*(Gbig-Gend)

                Bbig=100

                Bend=250

                b = rnd(1)*(Bbig-Bend)

                SetColor r, g, b

                hbig=77

                hend=900

                h = rnd(1)*(hbig-hend)

                Width = h

Next

n54= LastNmb

MoveToGroup n51+1, n54+1, "Инициатор"

 

 

Точки  в квадрате 5х5, их размер и цвет  задаются автоматически ( случайно)

Примечание МК. Скопируйте текст в WordPad, сохраните  в свою папку с расширением *.vbs, изменяйте (если нужно)  параметры изменения диапазона цветов  и запускайте.

 

Упражнение 6. По вашей нум-свертке задать ваших покемонов и разместить их на «дубе том», как показано на рис. выше и ниже (ваша задача красиво расположить картинки).

Пример. Нум-свертка СП Пушкина

88 55 26 22 99 97 22 84 = роокбякн = 77

МК 11.2. На входе фамилия, номер папки (z=9) и нум-чисел: 88 55 26 22 99 97 22 84 77 и полилиния – точек привязки и наклона картинок. Папку (z=9)  используем с картинками в формате *.bmp, что при включенной прозрачности, обеспечивает прозрачность фона картинок.

 

 

 

Второй вариант используйте папку 15 –ПОТОМКИ ДЗЮN-ДОКУ"

Или = 25  

if zn = 25 Then folder_name="\\msun.int\files\Папка Tasks для преподавателей\OИXT\Мерфи\Одна_картинка\Запас"

можно в эту папку поместить (добавить) свое фото

 

Студент Сергей Звездунов первым  положил свое фото

 

  В конце урока студенты сложили пасьянс Медичи  на намерения художника из Япония Юкио Конда и профессора В.П.Болотова совместно написать книгу, провести выставку в Японии в 2018 году, объявленного  годом Японии в России и России в Японии.

 

Процесс магического транса

 

PS   От Сергея Белова из Америки

 

            Хочу добавить пару слов к вопросу…Сб

*Сочетание достоинств структурного анализа системы и историко-генетического подхода может служить не только целям «исторической морфологии», представляя систему в ее динамике, но и помогает раскрыть механизм сохранения целостности, природу двуединства процессов дифференциации-синтеза, отвечая требованиям «диалектической морфологии искусства».

            «Перестановка, или пермутация представляет собой комбинирование простых, обладающих ограниченной изменчивостью элементов, открывающее поле возможных вариаций. Применение перестановок является глубинным, инстинктивным свойством рационального мышления. С тех пор как разум впервые расчленил действительность на понятия, демон игры (- выделил Вб) постоянно нашептывает человеку о прелестях пермутации. Комбинаторика реализует то разнообразие в единообразии, которое составляет одно из важнейших свойств любого произведения искусства. Пермутационным искусством  я интересовался. В СССР была издана книга (перевод с немецкого), на первой странице была напечатано «Для научных библиотек только» (- а что запрещено, всегда интересно - Вб).

 

            PS. Сергей Белов успешно работал на кафедре Графики Морского университета, здесь написал докторскую диссертацию, отмеченную в ВАКе как наилучшую, сейчас живет в Америке, работает алгоритмистом-постановщиком программ в солидной международной фирме. Продолжает сотрудничать с кафедрой, готовит подачу документов от кафедры на ВАК-профессора. Пожелаем удачи - Вб. 

 

Приложение 1 

 

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

С ФЕДОРОМ КОНЮХОВЫМ ПО  МОНГОЛИИ

Мастер-класс с монотипиями на пленере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Мастер-класс Юкио Кондо
в МГУ Имени Г.И.Невельского

1 июня 2017

 

 

Мастер класс проводит академик
Академии художеств России  Юкио Кондо

 

Ассистирует Миямото Тадаси